Анализ положений Посланий Президента Российской Федерации, федеральных, отраслевых и региональных стратегий инновационного развития

    Идеи развития института интеллектуальной собственности как одного из важнейших факторов развития современного российского общества и государства не раз нашли отражение в выступлениях и посланиях Президента Российской Федерации на протяжении всего 2012 года, а также были закреплены в федеральных, отраслевых и региональных стратегиях инновационного развития.

Президент Российской Федерации В.В. Путин в своем Послании Федеральному Собранию РФ от 12 декабря 2012 г. отметил, что глобальное развитие становится все более неравномерным. Вызревает почва для новых конфликтов экономического, геополитического, этнического характера. Ужесточается конкуренция за ресурсы. Причем хочу вас заверить, уважаемые коллеги, и подчеркнуть: не только за металлы, нефть и газ, а прежде всего за человеческие ресурсы, за интеллект. Кто вырвется вперед, а кто останется аутсайдером и неизбежно потеряет свою самостоятельность, будет зависеть не только от экономического потенциала, но прежде всего от воли каждой нации, от ее внутренней энергии; как говорил Лев Гумилев, от пассионарности, от способности к движению вперед и к переменам. Для населения развитых стран, да и многих развивающихся государств, привычным стал постоянный рост потребления, расширение жизненных и культурных возможностей. Это неплохо. Но обеспечить продолжение такого роста в современном мире можно только с выходом на новый технологический уклад, а вот с этим во многих частях света заминка. Страна, которая не сможет пробиться в круг создателей новых новаторских технологий, не просто обречена на зависимое положение. Доля глобального "пирога", которая достанется ее предприятиям, жителям этих стран, будет на порядок меньше, чем у лидеров. Посмотрите, как распределяется сегодня доход между теми странами, которые производят интеллектуальный продукт, и теми, которые собирают конечный продукт. Там доля такая: 15 процентов и 75-80»[1].

В Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному собранию от 28.06.2012 г. «О бюджетной политике в 2013 - 2015 годах» отмечается, что «в результате целенаправленных действий в сфере бюджетной политики в последние годы удалось решить ряд существенных задач. Полностью выполнены принятые социальные обязательства государства. Создание Резервного фонда и Фонда национального благосостояния позволило пройти период мирового кризиса без снижения уровня жизни граждан, поддержать финансовую инфраструктуру и реальный сектор экономики. Удалось снизить и удержать государственный долг на приемлемо низком уровне даже в условиях мирового кризиса. Осмотрительная бюджетная политика стала существенным фактором устойчивого снижения инфляции. Началось пополнение Резервного фонда, что повысило устойчивость экономики Российской Федерации к внешним негативным экономическим факторам. Проведено первое размещение суверенных еврооблигаций, номинированных в рублях, что является свидетельством возросшего доверия к российской национальной валюте и проводимой бюджетной политике. Но есть и ряд нерешенных проблем.

            Устанавливается, что налоговая система должна быть настроена на улучшение качества инвестиционного климата, повышение предпринимательской активности, совершенствование структуры экономики, повышение ее конкурентоспособности, прежде всего на рынках наукоемкой, высокотехнологичной продукции[2].

В «Основных направлениях бюджетной политики на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов»[3] устанавливается, что объем бюджетных ассигнований федерального бюджета на реализацию расходных обязательств в сфере науки гражданского назначения составит в 2013 году 320,1 млрд. рублей, в 2014 году - 285,4 млрд. рублей, в 2015 году - 306,8 млрд. рублей. Уменьшение объемов бюджетных ассигнований в 2014 и 2015 годах по отношению к 2013 году обусловлено окончанием реализации ряда федеральных целевых программ. Планируемые объемы бюджетных ассигнований позволят поступательно развивать конкурентоспособный национальный сектор исследований и разработок как ключевое условие перехода экономики на инновационный путь развития.

Бюджетные ассигнования будут направлены на поддержку развития инноваций, ориентированных на рост научного потенциала страны, создание объектов интеллектуальной собственности, способствующих решению задач модернизации экономики, на обеспечение в этих целях преемственности поколений в сфере научных исследований и технологических разработок, привлечение и закрепление в ней молодых ученых.

Сохранен высокий уровень поддержки исследований, проводимых государственными академиями наук, государственными научными центрами и ведущими исследовательскими университетами, объемы финансового обеспечения которых будут сконцентрированы в рамках десятилетней программы фундаментальных научных исследований Российской Федерации. В пределах выделенных средств увеличится объем ассигнований, предоставляемый на конкурсной основе ведущим исследовательским университетам.

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" будет увеличена государственная поддержка сектора исследований и разработок, осуществляемая через государственные фонды поддержки научной и научно-технической деятельности (в 2013 году на 2,5 млрд. рублей, в 2014 году - 4,0 млрд. рублей, в 2015 году - 6,0 млрд. рублей) с целью доведения ее к 2018 году до 25,0 млрд. рублей или роста против объема текущего года в 1,85 раза.

Указом Президента РФ от 19.12.2012 № 1666 утверждена Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года. Стратегия разработана в целях обеспечения интересов государства, общества, человека и гражданина, укрепления государственного единства и целостности России, сохранения этнокультурной самобытности ее народов, сочетания общегосударственных интересов и интересов народов России, обеспечения конституционных прав и свобод граждан. Стратегия основывается на принципах построения демократического федеративного государства, служит основой для координации деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов и органов местного самоуправления (далее также - государственные и муниципальные органы), их взаимодействия с институтами гражданского общества при реализации государственной национальной политики Российской Федерации. Стратегия направлена на активизацию всестороннего сотрудничества народов Российской Федерации, развития их национальных языков и культур[4].

Распоряжением Правительства РФ от 28.12.2012 № 2575-р утверждена Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года[5]. Стратегия определяет ключевые условия и приоритеты совершенствования таможенной службы на долгосрочную перспективу во взаимосвязи с долгосрочными целями и задачами. Стратегия определяет направления, соответствующие приоритетам таможенной политики и устанавливает целевые индикаторы по каждому направлению.

Стратегической целью таможенной службы Российской Федерации является повышение уровня экономической безопасности Российской Федерации, создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в российскую экономику, полного поступления доходов в федеральный бюджет, защиты отечественных производителей, охраны объектов интеллектуальной собственности и максимального содействия внешнеторговой деятельности на основе повышения качества и результативности таможенного администрирования.

Основные стратегическими направлениями развития таможенной службы Российской Федерации в частности устанавливаются:

- совершенствование таможенного регулирования. Совершенствование таможенного регулирования предполагает повышение эффективности применения мер по совершенствованию таможенных операций и развитие таможенных технологий, тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности с учетом активного обеспечения продвижения национальных интересов Российской Федерации во внешнеэкономической сфере, содействия развитию добросовестной конкуренции хозяйствующих субъектов путем формирования более благоприятных условий ведения внешнеэкономической деятельности для ее законопослушных участников, а также упреждающего реагирования на угрозы экономической безопасности Российской Федерации. Одной из основных задач в этой области является предотвращение и пресечение международной торговли контрафактной продукцией путем расширения перечня объектов интеллектуальной собственности, подлежащих защите таможенными органами, расширения полномочий таможенных органов по пресечению правонарушений в сфере интеллектуальной собственности, в том числе с использованием последних достижений науки и техники.

- совершенствование правоохранительной деятельности. В том числе совершенствование внутриведомственного, межведомственного и международного взаимодействия по борьбе с правонарушениями, отнесенными к компетенции таможенных органов, с коррупцией и международным терроризмом, незаконным оборотом объектов интеллектуальной собственности, наркотических средств и иных предметов, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза и (или) через государственную границу Российской Федерации.

Реализация Стратегии будет осуществляться в II этапа. Первый этап реализации (2013 - 2014 годы) нацелен на создание необходимых институциональных основ и технологических условий системного перевода таможенной службы РФ на качественно новый уровень развития, в числе которых:

- создание программных средств учета и планирования проверочных мероприятий в целях обеспечения своевременного и полного учета результатов проверочной деятельности в рамках осуществления таможенного контроля после выпуска товаров;

- внедрение новых методик идентификации товаров, определение их рыночной стоимости и происхождения, разработки норм выхода продукции при таможенных процедурах переработки на таможенной территории (вне таможенной территории), а также регистрация указанных методик в государственных органах;

- создание центров по принятию предварительных решений о классификации товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза;

- создание единой системы электронной подачи и обработки заявлений, связанных с приостановлением выпуска товаров;

- разработка проекта наднациональной нормативно-правовой базы по защите прав интеллектуальной собственности таможенными органами интеграционных объединений на постсоветском пространстве;

- эффективное использование системы управления рисками и целевых методик минимизации рисков для надежного предотвращения нарушений таможенного законодательства Таможенного союза, а также законодательства Российской Федерации о таможенном деле;

- расширение спектра используемых в таможенном деле методов и моделей принятия управленческих решений с учетом мировой практики;

-адаптация к существующим в мировой практике таможенно-логистическим технологиям.

Второй этап реализации Стратегии (2015 - 2020 годы) предполагает дальнейшее повышение эффективности деятельности таможенной службы Российской Федерации. В рамках этого этапа будет продолжено развитие и совершенствование институциональной и таможенной инфраструктуры, создание новой технологической базы, а также развитие социальной сферы таможенных органов. В частности, особое внимание планируется уделить развитию сети таможенно-логистических терминалов в приграничных субъектах РФ. Совершенствование таможенной инфраструктуры будет осуществляться с учетом повсеместного внедрения системы электронного декларирования

Распоряжением Правительства РФ от 28.12.2012 № 2580-р утверждена Стратегия развития медицинской науки в Российской Федерации на период до 2025 года[6]. Стратегия направлена на реализацию государственной политики в сфере здравоохранения, повышение качества и доступности медицинской помощи населению Российской Федерации, включая разработку инновационной продукции, освоение критически важных технологий и развитие компетенций.

В Стратегии специально прописан раздел «Администрирование и коммерциализация интеллектуальной собственности в медицинской науке», в котором отмечается, что необходимо создание условий для эффективной защиты прав на результаты интеллектуальной деятельности, в том числе зарубежного патентования российских разработок на основе формирования патентной службы в научных организациях, реализующих Стратегию, единой базы данных новых разработок и патентов, а также отработки механизмов целевого финансирования патентования российских разработок за рубежом. Необходима отработка механизмов консолидации прав пользования результатами интеллектуальной деятельности для вывода на рынок инновационных продуктов и технологий, включая независимую оценку рыночной стоимости объектов интеллектуальной собственности в медицинской науке, выкупа, консолидации и отчуждения прав пользования. При этом государство должно иметь возможность влиять на формы и способы использования интеллектуальной собственности. Необходимо внесение изменений в нормативно-правовое регулирование этой сферы.

Планируется создать условия, при которых научные организации, разработавшие и запатентовавшие инновационные продукты, заинтересованы в создании малых инновационных предприятий. Малые инновационные предприятия опираются прежде всего на интеллектуальную собственность, созданную в организации в результате выполнения научных работ.

Предусматривается обеспечение включения инновационных продуктов в клинические протоколы и стандарты медицинской помощи, а также отработка механизмов долгосрочных государственных гарантий закупок инновационных продуктов с использованием особого механизма в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

В целях коммерциализации разработок с ранних этапов их реализации и на всем протяжении инновационного цикла необходимо создавать условия для формирования центров трансфера технологий, сервисных организаций в сфере медицинской науки, проектных компаний в сфере инновационной деятельности и инвестиционных компаний.

В реализации Стратегии выделены следующие этапы:

- первый этап (инфраструктурный) - 2013 - 2016 годы;

- второй этап (интеграционный) - 2017 - 2020 годы;

- третий этап (масштабирование инновационной деятельности) - 2021 - 2025 годы.

На первом этапе планируется сформировать научные платформы по приоритетным направлениям медицинской науки и нормативную правовую базу, необходимую для достижения запланированных результатов и индикаторов, разработать ведомственные планы реализации Стратегии, программу мероприятий по развитию медицинской науки и классификатор тематик научных исследований в медицине, уточнить государственные задания для учреждений, подведомственных соответствующим федеральным органам исполнительной власти, создать межведомственный совет по медицинской науке, а также учесть особенности администрирования интеллектуальной собственности в медицинской науке.

На втором этапе предусмотрено продолжить укрупнение, профилирование и реорганизацию ведомственных научных организаций в соответствии с научными платформами, а также кардинальное обновление их материально-технической базы. Планируется создание центров по приоритетным направлениям медицинской науки и технологий с участием зарубежных научных организаций и компаний, а также лабораторий, центров трансфера технологий, будет осуществлена гармонизация российских и международных регламентов и стандартов в области медицинской науки и технологий.

На третьем этапе будут расширены условия для коммерциализации разработанных инновационных продуктов с гарантированной их закупкой государством. Планируется качественно повысить уровень научных исследований российских медицинских учреждений, престиж медицинских научных специальностей для молодых специалистов и удельный вес российских публикаций в общемировом рейтинге.

 

3 апреля 2012 года Президентом Российской Федерации утверждена Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов[7]. Концепция определяет базовые принципы построения и основные задачи общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, а также основные направления ее функционирования. Каждый человек талантлив. Добьется ли человек успеха, во многом зависит от того, будет ли выявлен его талант, получит ли он шанс использовать свою одаренность. Реализованная возможность каждого человека проявить и применить свой талант, преуспеть в своей профессии влияет на качество жизни, обеспечивает экономический рост и прочность демократических институтов. Современная экономика все больше нуждается в специалистах, обладающих глубокими знаниями и способных к новаторству, поэтому работа по выявлению и развитию молодых талантов, основанная на лучшем историческом опыте и наиболее успешных современных образцах, - необходимый элемент модернизации экономики России.

Многие прошедшие проверку временем формы работы с одаренными детьми и молодежью успешно применяются сегодня в России и в мире: создаются специализированные школы для детей, проявивших выдающиеся способности, центры дополнительного образования и технического творчества; проводятся интеллектуальные, творческие и спортивные состязания; расширяется сотрудничество школ с университетами, учреждениями культуры, науки и спорта, организуются летние и зимние школы для учащихся по разным отраслям знаний, заочные и вечерние школы при вузах; осуществляются исследовательские проекты и научные экспедиции. Все это формирует необходимую для развития способностей среду.

Миссия государства в сфере поиска и поддержки одаренных детей и молодежи состоит в том, чтобы создать эффективную систему образования, обеспечив условия для обучения, воспитания, развития способностей всех детей и молодежи, их дальнейшей самореализации независимо от места жительства, социального положения и финансовых возможностей семьи.

Основное внимание должно быть уделено повышению профессионального мастерства учителей и наставников, обеспечению высококачественного содержания образовательных программ, внедрению современных средств обучения. Для организации работы по этим направлениям необходимо интегрировать существующие механизмы поиска и поддержки одаренных детей и молодежи в общенациональную систему выявления и развития молодых талантов.

Основными задачами общенациональной системы выявления и развития молодых талантов являются:

а) создание условий для развития способностей всех детей и молодежи независимо от места жительства, социального положения и финансовых возможностей семьи;

б) поддержка лучших учителей и образовательных учреждений, распространение лучшей практики их работы и передовых методов обучения;

в) поддержка образовательных учреждений высшей категории для детей, подростков и молодых людей, проявивших выдающиеся способности.

Основные направления функционирования общенациональной системы выявления и развития молодых талантов:

а) развитие и совершенствование нормативно-правовой базы в сфере образования, экономических и организационно-управленческих механизмов, обеспечивающих:

- учет результатов интеллектуальных, творческих и спортивных состязаний и внеучебных достижений (формирование портфолио) детей и молодежи при отборе для обучения по профессиональным образовательным программам, создание системы «социальных лифтов»;

- повышение заинтересованности педагогических работников, образовательных учреждений и работодателей в выявлении и поддержке одаренных детей и молодежи;

- оптимизацию форм отчетности и порядка регламентации педагогической работы;

- создание и функционирование национального координационного совета по поддержке молодых талантов России;

б) развитие и совершенствование научной и методической базы научных и образовательных учреждений, включая:

- развитие отечественных научных школ;

- внедрение современных технологий обучения (в том числе дистанционных), создающих условия для выявления и развития задатков и способностей детей и молодежи в образовательных учреждениях;

- разработку разноуровневых образовательных программ, а также соответствующих им учебников, учебных и методических пособий;

в) развитие системы подготовки педагогических и управленческих кадров, включая:

- формирование ответственности профессиональных сообществ за результаты педагогической деятельности;

- стимулирование педагогических работников и руководителей образовательных учреждений к работе по выявлению и развитию задатков и способностей детей и молодежи;

- обеспечение условий для повышения квалификации педагогических работников и стимулирование роста их профессионального мастерства;

- создание стажировочных площадок и ресурсных центров на базе лучших образовательных учреждений;

г) реализация системы мероприятий, направленных на решение поставленных задач на федеральном, региональном и местном уровнях, включая:

- разработку и реализацию региональных и муниципальных целевых программ по выявлению и развитию задатков и способностей детей и молодежи;

- развитие сети образовательных учреждений высшей категории для детей, подростков и молодых людей, проявивших выдающиеся способности, детских спортивных школ, школ искусств, центров технического творчества, зимних и летних школ и лагерей, дистанционных школ;

- организацию научных и творческих мероприятий для детей и молодежи;

- создание и обеспечение функционирования национального информационно-образовательного интернет-портала;

- поддержку специализированных журналов, теле- и радиопрограмм для детей и молодежи по различным отраслям знаний в области науки, техники, культуры, искусства, спорта;

- поддержку сообществ (в том числе интернет-сообществ) детей и молодежи по интересам в области науки, техники, культуры, искусства, спорта;

- развитие системы дополнительного образования детей и молодежи;

д) развитие и совершенствование системы интеллектуальных, творческих и спортивных состязаний, включая:

- повышение качества, методического и организационного обеспечения, доступности и прозрачности таких состязаний;

- формирование реестра межрегиональных, всероссийских, международных состязаний среди детей и молодежи;

- формирование национального реестра именных стипендий, премий, грантов для одаренных детей и молодежи;

- создание системы интеллектуальных и творческих состязаний (в том числе конкурсов профессионального мастерства) для обучающихся в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования с участием научных организаций и бизнес-сообщества;

- участие в международных интеллектуальных, творческих и спортивных состязаниях;

е) формирование условий для профессиональной самореализации молодежи, включая:

- стимулирование проектной и научно-исследовательской деятельности студентов, в том числе в рамках отраслевых проектов и программ;

- поддержку конкурсов профессионального мастерства на основе государственно-частного и социального партнерства;

- развитие форм поддержки победителей и призеров интеллектуальных и творческих состязаний, подготовивших их педагогических коллективов и учреждений;

- формирование системы содействия трудоустройству выпускников образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, проявивших выдающиеся способности в выбранной специальности, в ведущие отечественные научные и научно-образовательные организации, высокотехнологичные компании, учреждения культуры, искусства, спорта;

- привлечение перспективных молодых специалистов к работе в ведущих отечественных компаниях и на предприятиях, в учреждениях культуры и спорта (предоставление социального пакета, жилья и т.д.).

Координацию функционирования общенациональной системы выявления и развития молодых талантов на федеральном уровне осуществляет национальный координационный совет по поддержке молодых талантов России.

 

Распоряжением Правительства РФ от 24.09.2012 № 1762-р одобрена Концепция развития национальной системы стандартизации РФ на период до 2020 года[8]. Стратегическими целями развития национальной системы стандартизации на период до 2020 года являются: содействие интеграции Российской Федерации в мировую экономику и международные системы стандартизации в качестве равноправного партнера; снижение неоправданных технических барьеров в торговле; улучшение качества жизни населения страны; установление технических требований к продукции, обеспечивающих безопасность, сохранение здоровья и работоспособность человека в процессе труда; обеспечение обороноспособности, экономической, экологической, научно-технической и технологической безопасности Российской Федерации, а также безопасности при использовании атомной энергии; повышение конкурентоспособности отечественной продукции (работ, услуг); обеспечение безопасности жизни, здоровья и имущества людей, животных, растений, охраны окружающей среды, содействие развитию систем жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях; предупреждение действий, вводящих потребителя в заблуждение; совершенствование системы стандартизации, отвечающей положениям Соглашения Всемирной торговой организации по техническим барьерам в торговле и соглашениям в рамках Таможенного союза в сфере технического регулирования; содействие экономической интеграции государств - членов Таможенного союза, Евразийского экономического сообщества, Содружества Независимых Государств; содействие трансферту наилучших лабораторных практик; активизация работы в международных и региональных организациях по стандартизации; расширение применения информационных технологий в сфере стандартизации;координация разработки международных, региональных и национальных стандартов с участием российских специалистов и технических комитетов по стандартизации.

Для повышения конкурентоспособности отечественной продукции (работ, услуг) необходимо решить следующие задачи:

- установить (с учетом новейших достижений науки и уровня развития современных технологий) требования к техническому уровню и качеству продукции (работ, услуг), сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий, а также нормам в области проектирования и производства продукции, позволяющим ускорить внедрение прогрессивных методов производства продукции высокого качества и ликвидировать нерациональное многообразие видов, марок и размеров, а также обеспечить взаимозаменяемость элементов сложной продукции;

- создать условия для производства и выпуска в обращение инновационной продукции, в том числе продукции наноиндустрии, обеспечения энергоэффективности, включая использование альтернативных источников энергии, а также для рационального использования ресурсов;

= осуществить модернизацию и технологическое переоснащение промышленного производства;

- содействовать взаимопроникновению технологий, знаний и опыта, накопленных в различных отраслях экономики;

- повысить роль стандартизации в технологических процессах производства промышленной продукции;

- осуществлять добровольное подтверждение соответствия для установления соответствия национальным стандартам, предварительным национальным стандартам, стандартам организаций и сводам правил;

- осуществлять применение методов и средств стандартизации в федеральных целевых и иных государственных программах, направленных на модернизацию экономики страны.

Для совершенствования системы стандартизации необходимо решение следующих задач:

- совершенствование организационной структуры стандартизации на государственном и ведомственном уровнях, планирование разработки национальных (национальных предварительных) стандартов и сокращение сроков их разработки, в том числе исходя из необходимости учета обязательств, принятых Российской Федерацией при вступлении во Всемирную торговую организацию, а также внедрение в процессы стандартизации принципиально новых информационных технологий;

-максимально возможное применение международных и региональных стандартов для осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции установленным требованиям.

Распоряжением Правительства РФ от 27.12.2012 № 2538-р утверждена Программа фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период (2013 - 2020 годы)[9]. Программа фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период (2013 - 2020 годы) (далее - Программа) разработана в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки». Целью Программы является формирование с учетом институциональных преобразований сбалансированного и устойчиво развивающегося сектора фундаментальных исследований, обеспечение расширенного воспроизводства знаний об основах мироздания, закономерностях развития природы, человека и общества, ускорение интеграционных процессов российской науки и образования, повышение эффективности исследований и их использования для разработки перспективных технологий, необходимых для реализации стратегических задач социально-экономического развития страны.

Задачами Программы являются:

- формирование в Российской Федерации сектора фундаментальных исследований, обеспечивающего устойчивый экономический рост и высокий уровень конкурентоспособности российской научной сферы на мировом рынке;

- опережающее развитие междисциплинарных исследований и разработок и создание принципиально нового междисциплинарного научного задела, обеспечивающего научно-технологический прорыв по приоритетным направлениям модернизации экономики;

- развитие кадрового потенциала науки, воспроизводство научных и научно-педагогических кадров;

- развитие международного научного сотрудничества, интеграция российской фундаментальной науки в мировое научное пространство;

- обеспечение повышения эффективности перехода результативных фундаментальных научных исследований в прикладную стадию научных исследований.

В качестве целевых показателей (ориентиров) реализации программы фундаментальных научных исследований в российской федерации на долгосрочный период (2013 - 2020 годы) устанавливается число охраняемых объектов интеллектуальной собственности: зарегистрированных патентов в России; зарегистрированных патентов за рубежом (в том числе СНГ).

Распоряжением Правительства РФ от 03.12.2012 № 2237-р утверждена Программа фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2013 - 2020 годы[10]. Программа является основанием для формирования государственными академиями наук подведомственным научным учреждениям государственных заданий на проведение фундаментальных научных исследований в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2010 г. N 671 "О порядке формирования государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания".

В составе направлений фундаментальных научных исследований могут предусматриваться мероприятия по развитию инфраструктуры фундаментальной науки, в частности приобретение научного оборудования, обеспечение доступа к научным электронным ресурсам, подписка на научные журналы и создание условий для повышения эффективности фундаментальных научных исследований, а также по поддержке исследований, проводимых молодыми учеными, аспирантами и студентами.

Реализация Программы позволит повысить роль фундаментальной науки в социально-экономическом развитии страны, обеспечить повышение результативности научных исследований и разработок, рост качества проводимых исследований, эффективное использование бюджетных ассигнований, их концентрацию при реализации перспективных направлений фундаментальных научных исследований, ориентированных на обеспечение интересов экономики России, а также развитие сельского хозяйства, медицины, архитектуры, строительства и образования, повышение общей культуры населения.

Реализация мероприятий Программы позволит:

создать условия и предпосылки для активизации инновационной деятельности, поддержания научного приоритета России в фундаментальных научных исследованиях мирового уровня, а также для возвращения передовых позиций российской фундаментальной науки;

обеспечить эффективное участие России в международном разделении труда в научно-технической сфере.

Как инструмент государственной научно-технической политики, Программа обеспечивает увеличение вклада науки и техники в экономическое и социальное развитие страны, включая решение социально-экономических проблем регионов, дальнейшее упрочение связей науки и образования, рациональное размещение и эффективное использование научно-технологического потенциала, осуществление прогрессивных структурных преобразований в материальном производстве, повышение его эффективности и конкурентоспособности, улучшение экологической обстановки и степени защиты информационных систем, безопасность личности, общества и государства. Реализация Программы позволяет повысить роль фундаментальной науки в построении инновационной экономики, основанной на знаниях.

Выполнение мероприятий Программы будет способствовать сохранению и поддержке ведущих научных школ, обеспечит воспроизводство и повышение качества кадрового потенциала, включая подготовку кадров высшей квалификации как основного конкурентного преимущества экономики Российской Федерации. Программой определены показатели эффективности реализации плана фундаментальных научных исследований Российской академии художеств на 2013 - 2020 годы.

В 2012 году Правительством Российской Федерации утверждены ряд государственных программ, в которых в том числе отражены ряд аспектов государственной поддержки и развития системы интеллектуальной собственности.

Распоряжением Правительства РФ от 20.12.2012 № 2433-р утверждена Государственная программа Российской Федерации «Развитие науки и технологий»[11]. В программе подводятся итоги развития науки и технологий в предыдущие годы. В программе произведено уточнение приоритетов и направлений развития сферы науки и технологий. Устанавливается, что «повысить эффективность и конкурентоспособность российской науки невозможно, рассчитывая только на дополнительное финансирование», поэтому «необходимо сочетание мер финансового характера с иными мерами, обеспечивающими рациональное реформирование и развитие сектора исследований и разработок». Поэтому в Государственной программе предусмотрены меры по институциональным изменениям, оптимизации системы управления и финансирования сектора, его кадровому укреплению, развитию материально-технической базы.

Основная часть научных исследований сосредоточена в научных институтах государственного сектора, в том числе в организациях Российской академии наук и других государственных академий наук, которые поэтапно реструктурируются и адаптируются под изменяющиеся приоритеты, ориентируясь на социальные и экономические результаты. Исследовательские проекты мирового уровня выполняются в НИЦ "Курчатовский институт" и государственных научных центрах (далее - ГНЦ). Одновременно реализуется ряд мер по развитию исследовательских компетенций в вузах, стимулированию корпоративной науки, что позволит решить проблему повышения качества взаимосвязи науки и реального сектора экономики, внедрения в производство научных результатов и технологий, подготовки кадров.

Изменение институционального ландшафта сектора науки и технологий реализуется за счет таких новых форм, как институты развития, технологические платформы, инновационные территориальные кластеры. Эти формы становятся центрами организации научных исследований по отдельным перспективным направлениям исследований и разработок.

Государственная программа задает направления и условия развития до 2020 года работ по созданию научно-технологического задела в Российской Федерации. Государственная программа формирует единое, открытое к международной кооперации научно-образовательное пространство в стране, задает ориентиры научному и образовательному сообществам, коммерческим компаниям, молодежи, международным партнерам в отношении тенденций в развитии науки и технологий в стране. Исходя из установленных государством стратегических ориентиров развития науки и технологий, определены цели и задачи Государственной программы, условия ее реализации.

Основными целями Государственной программы являются формирование конкурентоспособного и эффективно функционирующего сектора исследований и разработок и обеспечение его ведущей роли в процессах технологической модернизации российской экономики. Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач: развитие фундаментальных научных исследований; создание опережающего научно-технологического задела на приоритетных направлениях научно-технологического развития; институциональное развитие сектора исследований и разработок, совершенствование его структуры, системы управления и финансирования, интеграция науки и образования; формирование современной материально-технической базы сектора исследований и разработок; обеспечение интеграции российского сектора исследований и разработок в международное научно-технологическое пространство.

Основные ожидаемые результаты Государственной программы:

- обеспечение мирового уровня исследований в сфере фундаментальных и поисковых работ, соответствующего уровню исследований в странах с лидирующей экономикой, высокая степень международного сотрудничества в интересах формирования современной технологической базы экономики страны;

- концентрация кадровых и материальных ресурсов на приоритетных направлениях, обеспечение создания научно-технологического задела, востребованного секторами экономики;

- вхождение России в число стран - лидеров по патентной активности;

- увеличение практического применения результатов научных исследований, проводимых в рамках Государственной программы;

- обеспечение поддержки и развития национальных исследовательских центров как базовых элементов инновационной системы страны;

- обеспечение эффективной интеграции научной, образовательной и инновационной деятельности;

- реализация программы фундаментальных научных исследований мирового уровня в ведущих университетах, научных учреждениях государственных академий наук и государственных научных центрах, выполняемых с привлечением ведущих ученых;

- обеспечение эффективной интеграции российского научно-технологического комплекса в глобальную инновационную систему, подтверждение статуса России как мировой научной державы.

К важнейшим условиям реализации Государственной программы относятся:

1. Определение в рамках настоящей Государственной программы долгосрочной перспективы (до 2020 года) устойчивого бюджетного финансирования фундаментальных и иных работ по созданию научно-технологического задела. Механизмы финансирования должны в средне- и долгосрочной перспективе обеспечивать необходимую ресурсную поддержку, в том числе, прорывным исследованиям в области национальной безопасности и стратегических секторов экономики. Расходы по Государственной программе до 2020 года в соответствии с бюджетным сценарием будут поддерживаться на уровне 0,22 процента ВВП. Следует отметить, что финансовое обеспечение Государственной программы в целом включает более 80 процентов средств федерального бюджета на фундаментальные научные исследования. В случае отсутствия других инструментов финансирования фундаментальных научных исследований снижение бюджетных ассигнований на мероприятия Государственной программы в процентах к ВВП может привести к снижению конкурентоспособности соответствующей сферы. В соответствии со Стратегией инновационного развития должен быть обеспечен кратный рост внебюджетного финансирования исследований и разработок, что возможно только при активном софинансировании исследований и разработок со стороны государства.

2. Развитие механизмов формирования и реализации приоритетов, постановки задач исследований, учет их при формировании направлений технологического развития других государственных программ, отраслевых стратегий, программ развития технологических платформ, программ инновационного развития компаний с государственным участием, стратегий и планов развития других компаний секторов экономики, мировых научных трендов.

3. Повышение качества экспертизы и научно-технологического прогнозирования, расширение международного сотрудничества в этой сфере, развитие системы подготовки технических заданий, усиления межведомственной координации в сфере исследований и разработок, привлечение к участию в органах управления Государственной программой, в формировании тематики, экспертизе предложений, оценке результатов представителей технологических платформ, крупных компаний, отраслевых союзов и ассоциаций, других потребителей создаваемого научно-технологического задела.

4. Модернизация научных организаций, развитие исследовательских компетенций вузов, стимулирование развития корпоративной науки.

5. Обеспечение конкурентного уровня доходов научных работников, занятых в реализации мероприятий настоящей Государственной программы (ориентиром является достижение к 2018 году среднего уровня оплаты труда не менее 200 процентов от среднего по стране, с учетом региональных особенностей, позволяющего ученым сосредоточиться на реализации одного или ограниченного числа проектов, что существенно повышает социальную привлекательность научного труда).

6. Повышение требований к результативности ведущихся работ при кардинальном упрощении и повышении прозрачности индикаторов эффективности (используя, прежде всего, показатели публикационной и патентной активности).

7. Развитие в рамках реализации Государственной программы конкурсных процедур поддержки научных исследований с формированием эффективной модели экспертизы, предусматривающей использование апробированных в ряде стран процедур и широкое привлечение экспертов и специалистов с высокой репутацией в отечественной академической сфере и за рубежом. Развитие принятых в России подходов к оценке результативности деятельности научных организаций и итогов проектов, выполняемых за счет или с участием бюджетных средств, должно быть связано с дополнением используемых сегодня процедур качественными (экспертными) оценками и решениями, расширением области применения подобных подходов и приданием определенности действиям государства в зависимости от содержания экспертных заключений и/или рекомендаций.

8. Распределение финансирования на конкурсной основе широко используется за рубежом, так как такой механизм позволяет вкладывать деньги в реальные проекты, которые будут иметь практическое применение и приносить доход. "Плановое" распределение финансирования не позволяет достичь той же эффективности, так как при заранее известных объемах финансирования отсутствуют стимулы к повышению эффективности деятельности. Например, внебюджетное (частное) финансирование предполагает большую заинтересованность в результатах исследований, и, соответственно, более качественную систему мониторинга.

9. Государственная программа предполагает расширение участия корпоративного сектора в ресурсном обеспечении сферы исследований и разработок, в том числе в целях повышения мотивации для обеспечения адаптации исследований и ориентации их результатов на практическое применение и коммерциализацию.

Срок реализации Государственной программы - 2013 - 2020 годы. Государственная программа реализуется в три этапа.

На первом этапе реализации Государственной программы (2013 год) будет решена задача совершенствования структуры государственного финансирования и регулирования развития науки и технологий для обеспечения задач ускоренной модернизации экономики, проведена работа по повышению эффективности научных организаций, повышена оплата труда научных работников, обеспечено формирование системы тематических приоритетов развития. Будет проведена оценка и приняты решения об уточнении перечня показателей Государственной программы в части включения в него показателей и индикаторов, сформированных в целях создания опережающего научно-технического задела.

На втором этапе реализации Государственной программы (2014 - 2017 годы) увеличится объем полученных в рамках Государственной программы результатов исследований, принятых к дальнейшей реализации в организациях корпоративного сектора (в том числе государственных) в секторах экономики. Увеличится публикационная и патентная активность. Будет скорректирована система приоритетов. Будет обеспечено повышение качества кадрового состава научных организаций, с учетом обеспечения конкурентоспособного уровня доходов работников, выполняющих работы по созданию научно-технологического задела. Завершится оптимизация структуры научных организаций и внедрение новых форм персонифицированной (грантовой) поддержки научных исследований. Будет развернуто строительство исследовательских установок нового поколения - мега-сайенс.

На третьем этапе реализации Государственной программы (2018 - 2020 годы) будет обеспечено расширение масштаба и тематического охвата исследований, закрепление научно-технологического лидерства по сформированным приоритетам.

Распоряжением Правительства РФ от 28.12.2012 № 2593-р утверждена Государственная программа Российской Федерации «Развитие лесного хозяйства» на 2013 - 2020 годы[12]. В программе устанавливается, что в целях развития инновационных моделей устойчивого управления лесами, основанных на партнерском участии государственных, лесопромышленных и общественных организаций, предполагается дальнейшее развитие сети модельных лесов. В целях научно-инновационного развития и кадрового обеспечения лесного хозяйства Стратегией определены государственные меры содействия поддержке высокоэффективных и быстроокупаемых инновационных проектов и программ технологического развития, ориентированных на поддержку лесного комплекса, создание государственных научных инновационно-технологических центров и содействие государственному финансированию отраслей науки с помощью налоговой, патентной и таможенной политики, а также защиты интеллектуальной собственности и введению ее в хозяйственный оборот.

Распоряжением Правительства РФ от 27.12.2012 № 2539-р утверждена Государственная программа Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности»[13]. Программа разработана в соответствии с поручением Председателя Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2010 г. № ВП-П13-8165. Программа направлена на интеграцию усилий государства в сфере развития промышленного потенциала, создание системных долгосрочных стимулов для повышения конкурентоспособности российских промышленных компаний на внутреннем и мировом рынке. Программа разработана в тесной взаимосвязи с государственными программами в таких отраслях промышленности, как авиационная, судостроительная, радиоэлектронная, фармацевтическая и производство медицинских товаров, и описывает систему мер промышленной политики преимущественно для гражданских отраслей с низким уровнем участия государства в капитале промышленных компаний. Данный подход предопределяет особенности инструментальных приоритетов Программы и их направленность. Кроме того, в Программу включены мероприятия по выполнению международных обязательств по уничтожению запасов химического оружия, развитию системы технического регулирования и стандартизации, направления государственной поддержки оборонно-промышленного комплекса, которые не вошли в иные государственные программы в сфере ОПК, а также мероприятия по федеральным целевым программам в сфере развития оборонно-промышленного комплекса и создания стратегических материалов закрытого характера для использования ресурсных показателей этих программ в качестве аналитических (базовых) при формировании проектов федерального бюджета на соответствующий период.

В начале 2000-х годов стало очевидно, что без участия государства в решении ключевых задач инфраструктурного, инвестиционного и инновационного характера промышленность не сможет выйти на необходимый уровень конкурентоспособности и обеспечить реализацию конкурентных преимуществ на внешнем и внутреннем рынках. Таким образом, для развития этого важнейшего сектора экономики, выведения его на современный технологический, экономический и управленческий уровень было необходимо выработать государственную промышленную политику, определяющую национальные цели и приоритеты в сфере промышленности, сформировать стратегии развития отраслей промышленности и инструменты их реализации.

Данная задача стала определяющей в течение последующих семи лет, когда были сформулированы основные положения государственной промышленной политики, разработан и принят комплекс стратегических документов, решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, которые определили цели, задачи и направления развития промышленного комплекса страны. Для определения приоритетов развития отдельных отраслей промышленности были разработаны отраслевые стратегии, содержащие меры государственного регулирования, и целевые показатели, которые учитывают особенности отраслевого развития. Отраслевые стратегии и федеральные целевые программы, принятые в их развитие, являются не только эффективным инструментом проведения промышленной политики, но и представляют собой результат выработки согласованного взгляда государства, бизнеса и независимых экспертов на то, каким путем должна развиваться та или иная отрасль промышленности.

Текущее состояние гражданских отраслей российской обрабатывающей промышленности характеризуется значительной неоднородностью в развитии отдельных видов экономической деятельности. Соответственно, необходимо диверсифицировать инструменты промышленной политики применительно к целям и задачам отдельных отраслей. В условиях возможного ухудшения мировой конъюнктуры на товарных рынках и сохранения нестабильности на рынке капитала необходимо фокусировать ресурсы государства на приоритетных направлениях поддержки, избегая распыления средств.

Промышленная политика государства должна быть ориентирована на решение системных проблем, тормозящих выход промышленности на инновационный путь развития. К таким проблемам можно отнести следующие: структурные диспропорции промышленного комплекса; высокая степень износа основных фондов; низкая восприимчивость к внедрению инноваций; технологическое отставание в ряде отраслей; низкая производительность труда; высокая материало- и энергоемкость производимой продукции; отсутствие современного оборудования для производства инновационной конкурентоспособной высокотехнологичной продукции; недостаточная доля продукции с высокой долей добавочной стоимости; недостаточное кадровое обеспечение; недостаточные финансово-экономические возможности целого ряда отраслей для инновационного развития.

Конкурентоспособность предприятий обрабатывающей промышленности, безусловно, зависит от макроэкономической конъюнктуры, прежде всего, от динамики реального курса рубля, налоговой нагрузки и инфраструктурных ограничений. Вместе с тем проблемы развития промышленных компаний обусловлены внутренними факторами: низкой инновационной активностью на уровне отдельной организации или предприятия, невысоким качеством менеджмента, а также низкими стимулами к реформированию и модернизации.

Важным элементом промышленной политики в отраслях с существенным государственным участием (авиация, судостроение, электроника и т.п.) было создание интегрированных структур под государственным контролем с целью концентрации мер господдержки на приоритетных проектах и направлениях. Эта работа была в целом завершена с созданием таких компаний, как "Объединенная судостроительная корпорация", "Объединенная авиастроительная корпорация", ГК "Ростехнологии".

Выход государства из капитала промышленных компаний, в том числе с использованием таких форм, как публичное размещение акций в России и на международных биржах, будет способствовать интеграции российских предприятий в международные цепочки создания стоимости. Поддержка стратегических инвесторов-лидеров в своих секторах даст возможность привлечь передовые промышленные технологии, необходимые для обновления ассортимента и технологической базы промышленности. В целом, выход государства из капитала промышленных компаний приведет к повышению прозрачности при распределении бюджетных средств, а усиление конкуренции за государственной заказ повысит бюджетную эффективность.

Глубокая трансформация промышленности в России происходит на фоне крайне динамичной ситуации в мировом индустриальном секторе, где за последние двадцать лет произошли кардинальные перемены как в организации производства на основе современных информационных технологий, так и в технологической и товарной структуре промышленности на основе применения новых материалов. Необходимо создание глобально конкурентоспособного сектора биоэкономики, который наряду с наноиндустрией и информационными технологиями должен стать основой модернизации и построения постиндустриальной экономики.

Вступление России в ВТО, формирование единого экономического и технологического пространства в рамках Евразийского союза, формирование экономических регионов на Дальнем Востоке и на западных границах Российской Федерации создают новые возможности для промышленных компаний. Вместе с тем, интенсивная региональная и технологическая интеграция приводит к росту конкуренции за потребителя и ресурсы.

В таких условиях дальнейшая подпитка обрабатывающих отраслей инструментами государственной поддержки с расчетом на медленный органический рост и постепенную трансформацию и интеграцию в эффективную технологическую среду становится невозможной. Необходимо стимулировать интенсивный рост, быстрое обновление технологической базы там, где нет смысла воспроизводить готовые технологические решения, ориентировать промышленность на создание новых рынков и отраслей, способных участвовать в мировой технологической гонке на равных с ведущими экономиками мира.

Вступление России в ВТО предполагает изменение арсенала инструментов государственной поддержки, акцент перемещается в сферу поддержки спроса, развития институциональных условий, выстраивания системы долгосрочных, устойчивых и предсказуемых мер, направленных на повышение эффективности промышленных предприятий, в том числе на выравнивание макроэкономических показателей, влияющих на конкурентоспособность экономики. В этом ряду важное значение имеет создание комплекса инструментов государственной поддержки на основе принципов проектного финансирования.

Поддержка промышленности должна формироваться исходя из понимания того факта, что государство не является стационарным и постоянным источником финансирования части текущих и капитальных затрат предприятий. Финансирование должно предоставляться на проектной основе, для реализации конкретных целей развития. В среднесрочном периоде доля бюджетного финансирования должна последовательно сокращаться в пользу внебюджетных источников. Меры поддержки должны быть конечны, и на определенном этапе отрасли, получившие поддержку государства, должны войти в режим развития на основе рыночных ресурсов и генерации стоимости в эффективно работающих компаниях.

Вышеперечисленные факторы должны лечь в основу новой структурной промышленной политики, которая позволит наилучшим образом использовать имеющиеся конкурентные преимущества для качественного скачка в развитии отечественной промышленности. Необходимо отметить, что все перечисленные преимущества российской экономики были учтены при разработке настоящей государственной программы.

Мировая экономика стоит на пороге нового индустриального цикла, который приведет к реструктуризации всей структуры отраслей промышленности, сложившейся в основном во второй половине 20 века. Трансформация технологической и структурной базы промышленности будет происходить по четырем основным направлениям.

Во-первых, индустрия переходит к управлению жизненным циклом продукта, когда на этапе проектирования должны закладываться параметры и расходы, связанные с обслуживанием, а затем и с выведением продукта из эксплуатации. Во-вторых, сам процесс проектирования и инжиниринга будет строиться на основе программных технологий и компьютерного моделирования. Фактически речь идет о полной автоматизации всех процессов проектирования и инжиниринга в промышленном секторе. Третий аспект технологической революции -использование производств и материалов нового поколения. В настоящее время в мире все большее распространение получает идея создания материалов под конкретный продукт. Четвертым аспектом является развертывание промышленной инфраструктуры нового типа, так называемых "умных сред" (умные дороги, умные сети, умные производства).

Переход на усовершенствованные, более эффективные и инновационные технологии в отраслях обрабатывающей промышленности - одна из основных задач, поставленных Правительством Российской Федерации. В рамках реализации основных положений Стратегии инновационного развития государственной программой предусмотрен ряд основных мероприятий, нацеленных на существенные преобразования в ведущих отраслях обрабатывающей промышленности.

Для решения задач в области модернизации и инновационного развития предполагается реализация мероприятий по развитию национальной инновационной системы, созданию полноценной структуры биоэкономики в России, формированию системы технологического прогнозирования, ориентированного на обеспечение перспективных потребностей обрабатывающего сектора экономики с учетом развития ключевых производственных технологий. Для этих целей предполагается взаимоувязка мероприятий подпрограмм с формируемыми технологическими платформами и пилотными проектами инновационных территориальных кластеров.

В качестве одной из важнейших задач государственной программы рассматривается обеспечение технологического развития отечественной промышленности на основе создания и внедрения прорывных, ресурсосберегающих, экологически безопасных промышленных технологий для производства конкурентоспособной наукоемкой продукции. Достижение целей программы и ее подпрограмм предполагает создание новых передовых технологий и оборудования, необходимых для их реализации, на уровне экспериментальных линий, демонстрационных установок и (или) опытных образцов, подтверждающих готовность технологических решений к промышленной реализации.

Распоряжением Правительства РФ от 27.12.2012 № 2567-р утверждена Государственная программа Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013 - 2020 годы[14]. В Прогамме в частности отмечается, что сегодня явно требуют улучшений аспекты правового регулирования сферы культуры, связанные с: определением прав человека и гражданина в сфере культуры; определением отношений в сфере образования в области культуры; установлением социальных гарантий для творческих работников; организацией и развитием государственно-частного партнерства в области культуры; законодательным закреплением новых организационно-правовых форм организаций культуры (многофункциональные культурные и образовательные комплексы и др.); защитой интеллектуальной собственности в телекоммуникационных сетях, ответственности информационных посредников за размещение контента, нарушающего авторские права. Мерами государственного регулирования в сфере реализации Программы являются косвенные инструменты государственной поддержки, такие как предоставление налоговых льгот, таможенно-тарифное регулирование, кредитные инструменты государственной политики. Реализация данных мер направлена в том числе на предотвращение правонарушений в сфере интеллектуальных прав в телекоммуникационных сетях.

Отмечается проблема отсутствия законодательной базы для борьбы с интернет-пиратством. В связи  сэтим предлагается доработка Кодекса об административных правонарушениях в части защиты интеллектуальной собственности в телекоммуникационных сетях, ответственности информационных посредников за размещение контента, нарушающего авторские права.

Распоряжением Правительства РФ от 24.12.2012 № 2514-р утверждена Государственная программа Российской Федерации «Развитие судостроения на 2013 - 2030 годы»[15]. В программе устанавливаются основные направления развития судостроения на 2013 - 2030 годы. Отмечается, что промежуточные результаты реализации федеральной целевой программы «Развитие гражданской морской техники на 2009 - 2016 годы» содержат достаточно большое количество инновационных технических решений, что подтверждается в том числе количественными показателями уровня достигнутых результатов научно-технической деятельности и созданных объектов интеллектуальной собственности. Предметный анализ результатов отдельных завершенных и продолжающихся научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ показывает невозможность их внедрения в организациях отрасли без государственного участия.

Распоряжением Правительства РФ от 24.12.2012 № 2511-р утверждена Государственная программа Российской Федерации «Развитие здравоохранения»[16]. Согласно Программе изменения коснутся подходов к оценке результативности деятельности учреждений, осуществляющих научно-исследовательскую деятельность в сфере охраны здоровья. В новой системе в полной мере будут применимы такие количественные показатели, как цитируемость научных публикаций, количество объектов интеллектуальной собственности, а в дальнейшем также и рыночная (инвестиционная) оценка результатов исследований.

Отмечается, что эффективное государственное управление результатами интеллектуальной деятельности является нерешенной проблемой инновационного сектора всей страны. Отсутствие эффективных механизмов управления результатами интеллектуальной деятельности сдерживает развитие инновационных процессов и не приводит к возврату средств от внедрения государству. Отмечается, что уровень патентной активности в научных и образовательных учреждениях, подведомственных Министерству здравоохранения Российской Федерации, довольно высок. В 2011 году учреждениями было получено 634 патентов Российской Федерации. Построение системы анализа и управления результатами интеллектуальной деятельности превращается на настоящем этапе в актуальнейшую проблему инновационного развития здравоохранения.

Целью преобразований является сокращение административных барьеров для старта и развития инновационных процессов, создание условий по передаче малому и среднему инновационному бизнесу полномочий по внедрению и продвижению результатов научно-инновационной деятельности. Возможности создания малых предприятий в научно-технической сфере в соответствии с Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической деятельности» позволяют обеспечить внедрение результатов интеллектуальной деятельности и сформировать вокруг научных учреждений "инновационное облако" с привлечением на рабочие места научной и учащейся молодежи.

К важнейшим инновационным направлениям, эффективно функционирующим в Европе и США, следует отнести и ядерную медицину, высокотехнологичную область, позволяющую оказывать диагностическую и лечебную помощь больным злокачественными новообразованиями, сердечно-сосудистыми и другими социально значимыми заболеваниями. В настоящее время доля использования радионуклидной диагностики и лучевой терапии имеет тенденцию интенсивного роста. Использование этих методов позволяет обеспечить повышение продолжительности жизни населения, повысить эффективность стационарного и амбулаторного лечения. В настоящее время эти методы диагностики и терапии еще недостаточно широко используются в отечественной системе здравоохранения. Отделения лучевой терапии зачастую оснащены морально и физически устаревшим оборудованием. Медленно осуществляется внедрение в клиническую практику ПЭТ-диагностики, не хватает должным образом подготовленных кадров. В настоящее время Россия в области ядерной медицины значительно отстает по уровню оснащенности оборудованием от стран с развитой инфраструктурой.

Важной задачей, решаемой с помощью инновационных технологий, является реализация комплекса организационных, технологических и финансовых мероприятий, обеспечивающих оказание медицинской помощи дистанционно (вне медицинских организаций). Оказание медицинской помощи дистанционно (телемедицина) позволит сократить время пребывания пациентов в стационаре путем перевода пациентов на дневной стационар или амбулаторно-поликлиническое обследование. Внедрение методов телемедицины обеспечит высококвалифицированную дифференциальную диагностику пациентов, в т.ч. в первичном звене, снизит вероятность появления ошибочных диагнозов и позволит оптимизировать схемы лечения. Одновременно оказание медицинским работником консультации (диагностики) удаленно, с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, включая телемедицинские технологии, позволит в режиме реального времени оценить состояние здоровья пациента и оказать экстренную помощь в критической ситуации, которую пациент может недооценить.

Отмечается, что современные исследования в биомедицине носят в большинстве случаев междисциплинарный характер. Предполагается создать механизмы вовлечения в работу над проектом множества различных групп ученых независимо от их ведомственной принадлежности. Реализация мероприятий будет построена на основе трехлетних/четырехлетних циклов, в рамках которых последовательно осуществляется мониторинг и анализ существующих разработок, определение наиболее перспективных направлений разработок, отслеживание и экспертиза хода реализации научных проектов. При этом в тематической связи друг с другом могут быть поддержаны фундаментальные разработки и прикладные исследования. Кроме того, должны быть созданы условия и механизмы для эффективной рыночной оценки накопленной и создаваемой интеллектуальной собственности. Будет создана возможность капитализации и возврата государственных инвестиций.

Государство при этом должно определиться с тем, какой круг научных учреждений ему требуется для выполнения стратегических функций лидерства в отечественной науке и поддержания необходимой степени эффективности научного потенциала страны. Изменения коснутся подходов к оценке результативности деятельности учреждений науки, в ее основе должны лежать такие измеримые показатели, как цитируемость научных публикаций, накопленный по размещению импакт-фактор, количество объектов интеллектуальной собственности, а в дальнейшем также и рыночная (инвестиционная) оценка результатов прикладных исследований.

Развитие инновационной инфраструктуры является одним из важных направлений обеспечения прорывных результатов в медицинских исследованиях, способных привести к появлению новых диагностических и лекарственных препаратов, технологии и продуктов. Высокие международные требования к инновационным продуктам для здравоохранения требует создания специальных условий, использования современного оборудования, биологических моделей, использования унифицированных методов и научных подходов.

Имеющиеся мощности учреждений достаточны для проведения определенного круга исследований, однако не могут обеспечить получение прорывных разработок. Недостаточная оснащенность современными приборами, комплексами, биологическими моделями, отсутствие охарактеризованных систематизированных коллекций биоматериалов, специальных моделей и биомишеней, сдерживают развитие актуальных областей биомедицины и приводит к утечке создаваемой российскими учеными интеллектуальной собственности.

Недостаточное количество в Российской Федерации испытательных лабораторий для тестирования фармацевтической, биотехнологической, химической продукции, признанных соответствующими стандартам GLP, приведет к необходимости проводить испытания отечественной продукции в лабораториях стран ОЭСР, что повлечет уже в ближайшей перспективе значительные финансовые издержки отечественных производителей. Кроме того, это будет способствовать искусственному занижению показателей качества отечественной продукции в угоду зарубежным производителям и, как следствие, приведет к снижению конкурентоспособности российской продукции. Создание национальных центров доклинических трансляционных исследований обеспечит сохранение результатов интеллектуальной собственности и "know-how", в том числе позволит проводить работы в закрытом режиме. Значение центров трансляционной медицины для тиражирования результатов научной деятельности трудно переоценить. Внедрение достижений современной медицинской науки требует особых условий, аппаратурно-технологического обеспечения, квалификационного уровня, технологических возможностей, в том числе и гибкого опытно-промышленного производства опытных партий разрабатываемых инновационных продуктов. Только такой подход позволит создать возможности для внедрения и тиражирования результатов медицинской науки.

Распоряжением Правительства РФ от 03.11.2012 № 2057-р утверждена Государственная программа Российской Федерации «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности»[17]. В Программеставятся задачи помодернизации фармацевтической и медицинской промышленности. В качестве важнейшего сдерживающего фактора технологической модернизации фармацевтической и медицинской промышленности указывается ограниченность ресурсов компаний, предназначенных для инновационной деятельности, основным свойством которой является существенный рост затрат при переходе от научных исследований к непосредственному выпуску серийной инновационной продукции на производственных объектах. Негативными факторами, снижающими потенциал инновационного развития фармацевтической и медицинской промышленности, являются: утрата значительной части научно-технологического потенциала в ряде сегментов фармацевтической и медицинской промышленности; низкая эффективность системы создания и управления объектами интеллектуальной собственности.

Анализ региональных стратегий.

В 2012 году ряд на региональном уровне также были приняты стратегии и программы развития субъектов Российской Федерации. Так, постановлением Новгородской областной Думы от 27.06.2012 № 224-5 принят областной закон «О стратегии социально-экономического развития новгородской области до 2030 года», которым была утверждена Стратегия социально-экономического развития новгородской области до 2030 года, направленная на обеспечение реализации на территории области основных положений Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р. Анализ принятой Стратегии свидетельствует об отсутствии основных параметров инновационного  развития в Новгородской области, закрепляемых в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и в Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. Устанавливается лишь, что «приоритетами социально-экономического развития для частных инвесторов, которые будут поддержаны Администрацией области следует считать: энергетический комплекс; агропромышленный комплекс; высокотехнологичная электроника и электротехника; машиностроение; лесная промышленность; добыча и переработка полезных ископаемых; строительство; развитие туристской инфраструктуры»[18].

Выводы и предложения. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года закрепили такие современные институты инновационного развития как федеральная контрактная система, технологические платформы, региональные кластеры и рынок интеллектуальной собственности. Анализ отраслевых концепций и стратегий, принятых в 2012 году свидетельствует, что в них не предусмотрено комплексное использование этих современных институтов модернизации экономики, в ряде случаев они называются как одна из форм решения конкретных задач. Так, в Государственной программе Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности»для решения задач в области модернизации и инновационного развития промышленности предполагается реализация мероприятий по развитию национальной инновационной системы, созданию полноценной структуры биоэкономики в России, формированию системы технологического прогнозирования, ориентированного на обеспечение перспективных потребностей обрабатывающего сектора экономики с учетом развития ключевых производственных технологий. Для этих целей предполагается взаимоувязка мероприятий подпрограмм с формируемыми технологическими платформами и пилотными проектами инновационных территориальных кластеров.

Рынок интеллектуальной собственности также комплексно не используется как инструмент. Например, в Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года не отражается роль интеллектуальной собственности как показатель развития интеллектуального развития нации. В ряде концепций и стратегий говорится лишь о возможностях коммерциализации интеллектуальной собственности, о ее развитии в количественном выражении. Так, в качестве целевых показателей (ориентиров) реализации Программы фундаментальных научных исследований в российской федерации на долгосрочный период (2013 - 2020 годы) устанавливается только лишь число охраняемых объектов интеллектуальной собственности: зарегистрированных патентов в России; зарегистрированных патентов за рубежом (в том числе СНГ). В качестве положительного примера можно привести Государственную программу Российской Федерации «Развитие здравоохранения», в которой закладывается построение системы анализа и управления результатами интеллектуальной деятельности как актуальнейшей проблемы инновационного развития здравоохранения. В сфере медицинской науки проработана стратегия развития администрирования и коммерциализации интеллектуальной собственности в медицинской науке.

Анализ принятых в 2012 году государственных стратегий, концепций  и программ развития свидетельствует о непоследовательной политике в области развития современных институтов инновационного развития. Стратегически не закрепляются механизмы того, как будут реализовываться институты инновационного развития в отраслых экономики. В то же время государство увеличивает бюджетные ассигнования, которые направляются на поддержку развития инноваций, ориентированных на рост научного потенциала страны, создание объектов интеллектуальной собственности, способствующих решению задач модернизации экономики. Так, в 2012 году заложено увеличение государственной поддержки сектора исследований и разработок, осуществляемая через государственные фонды поддержки научной и научно-технической деятельности (в 2013 году на 2,5 млрд. рублей, в 2014 году - 4,0 млрд. рублей, в 2015 году - 6,0 млрд. рублей) с целью доведения ее к 2018 году до 25,0 млрд. рублей или роста против объема текущего года в 1,85 раза.

Это свидетельствует о продолжении существенного рассогласования решений высшего политического руководства страны по стратегическому планированию и практики бюджетирования социально-экономического развития и об отсутствии системного видения развития основных высокотехнологичных секторов экономики за счет комплексного использования основных институтов модернизации промышленности, в том числе федеральной контрактной системы, технологических платформ, региональных  кластеров, рынка интеллектуальной собственности.

В Российской Федерации не разработаны основные меры и механизмы применения институтов модернизации применительно к отдельным секторам высокотехнологичным сектором экономики. Следствием является разбалансированность целей региональных и отраслевых стратегий с планируемыми бюджетной системой ресурсами. Это проявляется при реализации приоритетных национальных проектов, Стратегии национальной безопасности до 2020 года, концепций и программ Правительства РФ. Несоответствие уровней стратегирования и бюджетирования стало основной проблемой реализации Комплексного плана по реализации Стратегии национальной безопасности и Основ стратегического планирования в Российской Федерации, проекта закона «О стратегическом планировании социально-экономического  развития Российской Федерации» и других стратегических решений.

В ряде принятых концепций и стратегий учитывался фактор вступления Российской Федерации в ВТО, однако конкретных условий реализации тех или иных параметров инновационного развития применительно к ВТО, как и ранее, не было установлено. В условиях вступления России в ВТО одним из ожидаемых последствий станет сокращение до 1/3 таможенных тарифов и сборов, которые в сумме формируют 54% доходной части бюджета страны, что предполагает соответственно последующее сокращение этих доходов на 15-18%.

Необходимость возмещения выпадающей части доходов в бюджете при условии сохранения и даже роста бюджетных расходов, прежде всего, социальных, многократно повышает значимость и актуальность обеспечения создания и производства отечественной конкурентоспособной продукции. Одним из важнейших условий для этого и перехода к инновационной экономике является проведение модернизации отечественной промышленности (новой индустриализации) и организация такого производства преимущественно на основе отечественных технологий через рынок интеллектуальной собственности. Это предполагает корректировку указанных документов, определяющих стратегию и государственную политику модернизации отечественной промышленности преимущественно на основе отечественных технологий и обеспечения инновационного развития через рынок интеллектуальной собственности, в т.ч. с учетом особенностей ВТО.

 

http://government.ru/news/1411



[1] Послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию РФ от 12 декабря 2012 г. // Российская газета. 13 декабря 2012 г. № 287

[2] Бюджетное послание Президента РФ  Федеральному собранию от 28.06.2012 «О бюджетной политике в 2013 - 2015 годах» // СПС «Консультант Плюс».

[3] «Основные направления бюджетной политики на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов» // СПС «Консультант Плюс».

[4] Указ Президента РФ от 19.12.2012 № 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» // Собрание законодательства РФ. 2012. № 52. Ст. 7477.

[5] Распоряжением Правительства РФ от 28.12.2012 № 2575-р утверждена Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года // СПС «Косультант Плюс».

[6] Распоряжением Правительства РФ от 28.12.2012 № 2580-р утверждена Стратегия развития медицинской науки в Российской Федерации на период до 2025 года // Собрание законодательства РФ. 2013. № 2. Ст. 111.

[7] Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов. Утв. Президентом РФ 03.04.2012 // Администратор образования. 2012. № 11 (июнь).

[8] Распоряжение Правительства РФ от 24.09.2012 № 1762-р «Об одобрении Концепции развития национальной системы стандартизации РФ на период до 2020 года» // Собрание законодательства РФ. 2012. № 40. Ст. 5485.

[9] Распоряжение Правительства РФ от 27.12.2012 № 2538-р «Об утверждении Программы фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период (2013 - 2020 годы)» // Собрание законодательства РФ. 2012. № 53 (ч. 2). Ст. 8042.

[10] Распоряжение Правительства РФ от 03.12.2012 № 2237-р «Об утверждении Программы фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2013 - 2020 годы» // Собрание законодательства РФ. 2012. № 50 (ч. 6). Ст. 7089.

[11] Распоряжение Правительства РФ от 20.12.2012 № 2433-р «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие науки и технологий» // СПС «Консультант Плюс».

[12] Распоряжением Правительства РФ от 28.12.2012 № 2593-р утверждена Государственная программа Российской Федерации «Развитие лесного хозяйства» на 2013 - 2020 годы // СПС «Консультант Плюс».

[13] Распоряжением Правительства РФ от 27.12.2012 № 2539-р утверждена Государственная программа Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» // СПС «Консультант Плюс».

[14] Распоряжением Правительства РФ от 27.12.2012 № 2567-р утверждена Государственная программа Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013 - 2020 годы // СПС «Консультант Плюс».

[15] Распоряжением Правительства РФ от 24.12.2012 № 2514-р утверждена Государственная программа Российской Федерации «Развитие судостроения на 2013 - 2030 годы» // Собрание законодательства РФ. 2012. № 53 (ч. 2). Ст. 8020.

[16]Распоряжением Правительства РФ от 24.12.2012 № 2511-р утверждена Государственная программа Российской Федерации «Развитие здравоохранения» // Собрание законодательства РФ. 2012. № 53 (ч. 2). Ст. 8019.

[17] Распоряжением Правительства РФ от 03.11.2012 № 2057-р утверждена Государственная программа Российской Федерации «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности» // СПС «Консультант Плюс».

[18] Стратегия социально-экономического развития новгородской области до 2030 года. Утв. Областным законом Новгородской области от 27.06.2012 № 224-5 «О стратегии социально-экономического развития Новгородской области до 2030 года» . –  http://regionz.ru/index.php?ds=1743229.

Гос. политика - Электронная библиотека РНИИИС © РНИИИС, 2018