О состоянии законодательства РФ в сфере интеллектуальной собственности в 2009 году

Российское законодательство, регулирующее отношения в сфере интеллектуальной собственности, представляет собой систему разных по юридической силе нормативных правовых актов. Знание особенностей такого регулирования в 2009 году будет актуально как для законодателей, правообладателей, так и правоприменителей еще много лет.

Высшую юридическую силу имеет Конституция Российской Федерации (1993), в которой нормы статьи 44 гарантируют каждому свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества и устанавливают, что интеллектуальная собственность охраняется законом. Поскольку институт «охраны законом» в Конституции РФ применяется трижды: по отношению к праву частной собственности (статья 35), к правам потерпевших от преступлений и  злоупотреблений властью (статья 52), то его применение в статье 44 также подразумевает охрану прав, совокупность которых и составляет интеллектуальную собственность. При этом, согласно п. «о» статьи 71 Конституции РФ, правовое регулирование интеллектуальной собственности наряду с уголовным, уголовно-процессуальным, уголовно-исполнительным, гражданским, гражданско-процессуальным и арбитражно-процессуальным законодательством находится в исключительном ведении Российской Федерации.

Составной частью российского законодательства являются международные договоры в этой сфере. Большое количество  таких договоров объясняется важностью гармонизации национальных правовых систем и стремлением упрощения процедур, связанных с правовой охраной и защитой интеллектуальной собственности в разных странах. Согласно пункту VIII ст. 2 Стокгольмской Конвенции, учреждающей Всемирную организацию интеллектуальной собственности (ВОИС) от 14.07.1967 понятие «интеллектуальная собственность» включает «права, относящиеся к:

литературным, художественным и научным произведениям; исполнительской деятельности артистов, звукозаписи, радио- и телевизионным передачам;

изобретениям во всех областях человеческой деятельности; научным открытиям,

промышленным образцам,

товарным знакам, знакам обслуживания, фирменным наименованиям и коммерческим обозначениям;

защите против недобросовестной конкуренции,

а также все другие права, относящиеся к интеллектуальной дея- тельности в производственной, научной, литературной и художественной областях».

Поскольку данная конвенция ратифицирована РФ, а прямые ссылки на указанные нормы содержатся еще в более чем 20 международных договорах, подписанных  и  ратифицированных  федеральными  законами,  то  данные положения сохранили свое действие и после 01 января 2008 года в системе российского законодательства.

С 1 января 2008 года под интеллектуальной собственностью, вопреки указанным нормам международного права, в соответствии со статьями 128, 1225 ГК РФ понимаются охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации.

26 марта 2009 года было принято совместное Постановление Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации», в п.9. которого было дополнительно разъяснено, что в соответствии  с положениями части четвертой ГК РФ термином "интеллектуальная собственность" охватываются только сами результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, но не права на них.

Вместе с тем, с учетом ранее данных разъяснений в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации №5 от 10 октября 2003г. (пункты 8 и 9), согласно которым правила действующего международного договора Российской Федерации, согласие на обязательность которого было принято в форме федерального закона, имеют приоритет в применении в отношении законов Российской Федерации, а при осуществлении правосудия, по смыслу части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, статей 369, 379, части 5 статьи 415 УПК РФ, статей 330, 362 - 364 ГПК РФ неправильное применение судом общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации может являться основанием к отмене или изменению судебного акта, указанная правовая коллизия сохраняется.

Наряду с конституционными нормами и нормами международного права, которые остались неизменными, также продолжают действовать законы, на которые не содержатся ссылки в ГК РФ, но которые прямо связаны с регулированием отношений в сфере интеллектуальной собственности (например, «О коммерческой тайне»).

Положения специальных законов, прекративших действие в связи с вступлением в силу Четвертой части Гражданского кодекса РФ, продолжают регулировать отношения, возникшие в период до 1 января 2008 года и связанные с предоставлением правовой охраны интеллектуальной собственности и защитой интеллектуальных прав. В частности, согласно п. 2.1. указанного Постановления Пленумов при рассмотрении дел о нарушениях прав на результаты интеллектуальной деятельности, допущенных до 01.01.2008, судам следует руководствоваться законодательством, действовавшим до введения в действие части четвертой ГК РФ.

 В 2009 году совершенствование нормативной правовой базы регулирования отношений в сфере интеллектуальной собственности происходило по следующим основным направлениям:

     -  совершенствование норм международного права;

     -  правовое регулирование в области охраняемых результатов интеллектуальной деятельности;

     -  правовое регулирование в области технического регулирования и стандартизации.

Правовое регулирование на уровне норм международного права. В 2009 году продолжилась работа по гармонизации и унификации российского законодательства с нормами международного права.

Федеральным законом от 23 мая 2009 г. № 98-ФЗ был ратифицирован Сингапурский договор о законах по товарным знакам, подписанный от имени Российской Федерации в Женеве 26 марта 2007 года. Сингапурский договор призван гармонизировать ряд вопросов, относящихся к процедурным аспектам регистрации и использования товарных знаков,  а также договоров по распоряжению исключительным правом на товарные знаки. По ряду вопросов российское законодательство пока расходится с положениями данного документа. В частности, для административных процедур в национальном ведомстве по регистрации товарных знаков Сингапурский договор предусматривает возможность восстановления пропущенного срока в  течение 6  месяцев, в  то  время как в российском законодательстве такой срок составляет 2 месяца. Договор предусматривает возможность подачи заявки на регистрацию товарного знака по электронной почте с использованием электронной подписи. В России такая возможность на 01.01.2010 г. пока отсутствовала. Кроме того, положения Сингапурского договора прямо запрещают национальным патентным ведомствам предъявлять требования о финансовых условиях лицензионных договоров при их регистрации. В настоящее время на рассмотрении в Государственной Думе находятся законопроекты о внесении изменений в четвертую часть Гражданского кодекса, устраняющие выявленные противоречия.

В соответствии с Федеральным законом от 9 апреля 2009 г. № 53-ФЗ было ратифицировано Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Федеративной Республики Бразилии о взаимной охране технологий в связи с сотрудничеством в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях, подписанное в г. Бразилиа 14 декабря 2006 г. Целью данного Соглашения является установление с Бразилией отношений сотрудничества и взаимопонимания по вопросам охраны технологий при осуществлении двустороннего сотрудничества в космической области по ряду высокотехнологичных и наукоемких направлений (включая ракетное), являющихся выгодными для Российской Федерации. Соглашение предусматривает гарантии сохранности, безопасности и предотвращения нецелевого использования конечным пользователем вывозимых (экспортируемых) российских охраняемых изделий и технологий и будет применяться к любым видам совместной космической деятельности, предусматривающим вывоз охраняемых изделий с территории одного государства на территорию другого.13

В  2009  г.  было  также  ратифицировано  Федеральным  законом  от 9 ноября 2009 г. № 255-ФЗ Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан о создании и деятельности Международного научно-исследовательского центра "Памир-Чакалтая", подписанное в г.Душанбе 29 августа 2008 г. Соглашение направлено на учреждение международной межправительственной организации для проведения совместных ядерно- и астрофизических исследований космических лучей сверхвысоких энергий. Соглашением предусматривается урегулировать правовой статус Международного научно-исследовательского центра  «Памир–Чакалтая», что, в свою очередь, должно привести к возобновлению его полномасштабного функционирования в интересах фундаментальных научных исследований, проводимых учѐными многих стран мира, включая Российскую  Федерацию  и  другие  государства  –  участники  Содружества Независимых Государств.14

Распоряжением Правительства РФ от 9 февраля 2009 г. № 137-р Российская Федерация присоединилась к Договору о патентном праве, принятому Дипломатической конференцией в г. Женеве 1 июня 2000 г. с оговоркой и заявлением. Оговорка касается неприменения положений статьи 6 (1) (о форме и содержании заявки) Договора ни к какому требованию в отношении единства изобретения, применимому в соответствии с Договором о патентной кооперации к международной заявке.

Продолжилось также совершенствование нормативно-правовой базы регулирования вопросов военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами. В  2009  году  Указами  Президента  РФ  от 16 октября 2009 г. № 1167 и от 7 декабря 2009 г. № 1405 были внесены изменения в Указы Президента РФ от 10 сентября 2005 г. № 1062 "Вопросы военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами" и от 18 января 2007 г. № 54 "О некоторых вопросах военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами" и утвержденные ими положения:

     -  о порядке осуществления военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами;

     -  о порядке рассмотрения обращений иностранных заказчиков и согласования проектов решений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Федеральной службы по военно- техническому сотрудничеству о поставках продукции военного назначения;

     -  о порядке предоставления российским организациям права на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения;

     -  о порядке лицензирования в Российской Федерации ввоза и вывоза продукции военного назначения.

Изменения и дополнения коснулись вопросов участия в международных конкурсах (тендерах) на проведение в интересах иностранных заказчиков работ по разработке продукции военного назначения, на  передачу лицензий на  производство разработанной продукции военного назначения, на организацию ее лицензионного производства на территориях иностранных государств; субъектов военно- технического сотрудничества и внешнеторговой деятельности.

Таким образом, Российской Федерацией были предприняты очередные меры по приведению системы законодательства в соответствие с международными нормами и принципами и преодоления коллизий в правовом регулировании охраняемых результатов интеллектуальной деятельности, созданию эффективных правовых механизмов развития двустороннего сотрудничества в данной области.

Правовое регулирование в области использования охраняемых результатов интеллектуальной деятельности.

28 декабря 2009 г. был принят Федеральный закон № 381 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», который определяет основные принципы торговой деятельности в РФ, полномочия Правительства РФ, органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в сфере торговли. Закон направлен на упорядочение на федеральном уровне отношений, связанных с организацией торговой деятельности на территории Российской Федерации, в целях создания прозрачного и предсказуемого порядка осуществления торговой деятельности, необусловленного какими-либо произвольными требованиями местных властей, а также устранения излишних административных барьеров в торговле.

В 2009 году был предпринят ряд мер по совершенствованию норм Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «Озащите конкуренции». В частности, в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 2009 г. № 164-ФЗ (в ред. от 25.11.2009) в новой редакции была изложена статья 6 Закона, устанавливающая правила определения монопольно высокой цены товара. По новым правилам не признается таковой цена товара, являющегося результатом инновационной деятельности, при условии соблюдении условий части 1 статьи 13 Закона. Здесь же дано понятие инновационной деятельности, под которой понимается деятельность, приводящая к созданию нового невзаимозаменяемого товара или нового взаимозаменяемого товара при снижении расходов на его производство и (или) улучшение его качества.

Федеральным законом от 27 декабря 2009 г. № 375 внесены изменения и дополнения в Федеральный закон от 22 августа 1996 г. «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации». В статье 3 Закона дано определение единой федеральной автоматизированной информационной системы сведений о показах фильмов в кинозалах, под которой понимается совокупность содержащейся в базах данных федерального органа исполнительной власти в области кинематографии информации о показах фильмов в кинозалах и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств. Изменено определение национального фильма в смысле гражданства его авторов, в состав которых теперь могут входить не только граждане России. Кроме того, глава II Закона дополнена статьей 6.1., направленная на обеспечения защиты исключительных прав на аудиовизуальные произведения, прав потребителей и обеспечения федерального органа исполнительной власти в области кинематографии достоверной и оперативной информацией о состоянии внутреннего рынка проката фильмов посредством единой информационной системы сведений о показах фильмов в кинозалах.

 Подвергся изменениям в 2009 году и Налоговый кодекс РФ. Федеральным законом от 27 декабря 2009 года № 374-ФЗ изменена редакция статьи 333.30, формулировки которой приведены в соответствие с частью четвертой Гражданского кодекса РФ, а также увеличены размеры государственной пошлины  за совершение уполномоченным федеральным органом исполнительной власти действий по государственной регистрации программы для электронных вычислительных машин, базы данных и топологии интегральной микросхемы. Согласно Федеральному закону от 27 декабря 2009 г. № 368-ФЗ внесены изменения в пункт 3 статьи 221 Налогового кодекса РФ, определяющей категории налогоплательщиков, имеющих право на получение профессиональных налоговых вычетов.

Кроме того, Федеральным законом от 17 июля 2009 г. № 160-ФЗ внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП). В частности, существенным поправкам подверглась статья  7.30 Кодекса, предусматривающая ответственность за нарушение порядка размещения  заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд. Согласно новой редакции ч.1-2, 4, 6 статьи 7.30 ответственность за нарушения в указанной сфере в виде административных штрафов определяется в процентном отношении к начальной (максимальной) цене контракта. Помимо этого, статья 7.30 дополнена частью 4.1, устанавливающей ответственность за включение в конкурсную документацию, документацию об аукционе или извещение о проведении запроса котировок указания на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требований к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.

В целях реализации положений четвертой части Гражданского кодекса РФ и иных законодательных актов РФ в 2009 году был принят ряд постановлений Правительства РФ, затрагивающих вопросы охраны и защиты прав на результаты интеллектуальной деятельности.

В частности, согласно Постановлению Правительства РФ от 26 февраля 2009 г. № 175 федеральному казенному предприятию "Союзплодоимпорт" на очередной период (до 31 декабря 2010 г.) предоставлены полномочия по представлению интересов России в судах по вопросам восстановления и защиты прав Российской Федерации на товарные знаки на алкогольную продукцию за рубежом и оформлению прав РФ на указанные товарные знаки за рубежом.

Вместе с тем, как и ранее, иные специальные акты Правительства Российской Федерации, которые наделяли бы ФКП «Союзплодоимпорт» правом пользования и распоряжения правами на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации от имени Российской Федерации, в настоящее время отсутствуют.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22 апреля 2009 г. № 34 внесены изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2005 г. № 685 "О порядке распоряжения правами на результаты научно-технической деятельности" и исчерпывающим образом определены случаи, когда федеральные органы исполнительной власти и организации, выступающие от имени Российской Федерации государственными заказчиками научно-исследовательских, опытно- конструкторских и технологических работ по государственным контрактам для государственных нужд, обязаны предусматривать в указанных контрактах условие о закреплении исключительных прав на перечисленные результаты научно-технической деятельности за Российской Федерацией.

Постановлением Правительства РФ от 27 января 2009 г. № 50 внесены изменения в нормативные акты Правительства РФ, касающиеся лицензирования отдельных видов деятельности, затрагивающие вопросы изготовления экземпляров аудиовизуальных произведений, программ для электронных вычислительных машин (программ для ЭВМ), баз данных и фонограмм на любых видах носителей.

В соответствии со статьей 1232 Гражданского кодекса РФ 30 апреля 2009 г. принято Постановление Правительства РФ № 384, которым утверждены Правила государственной регистрации договоров о распоряжении исключительным правом на селекционное достижение и перехода такого права без договора. Правилами определены виды договоров, подлежащих регистрации, условия осуществления такой регистрации, определена процедура регистрации.

В области правового регулирования охраны прав на селекционные достижения в 2009 году также в соответствии со статьей 1249 Гражданского кодекса РФ Постановлением Правительства РФ от 14 сентября 2009 г. № 735 утверждено Положение о патентных и иных пошлинах за совершение юридически значимых действий, связанных с патентом на селекционное достижение, с государственной регистрацией перехода исключительного права на селекционное достижение к другим лицам и договоров о распоряжении этим правом, а также признано утратившим силу Постановление Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г.

№ 918 "О мерах по реализации Закона Российской Федерации "О селекционных достижениях". Положение определило перечень юридически значимых действий, за совершение которых взимаются патентные и иные пошлины, их размеры, порядок и сроки уплаты, основания для освобождения от их уплаты и уменьшения их размеров и основания для отсрочки уплаты пошлин или их возврата.

Во исполнение положений Федерального закона от 25 декабря 2008 г.

№284-ФЗ "О передаче прав на единые технологии" 31 октября 2009 г. принято Постановление Правительства РФ № 880, утвердившее примерные формы договоров об отчуждении права на единую технологию, лицензионного договора о предоставлении права на использование единой технологии, договора о выполнении дополнительных работ по доведению единой технологии до стадии практического применения с учетом потребностей заинтересованного лица.

Помимо этого, в 2009 г. применительно к правам на единые технологии Распоряжением Правительства РФ от 14 сентября № 1310-р определен адрес сайта в сети Интернет для размещения извещений о проведении открытых конкурсов  или  открытых  аукционов  на  право  заключения  договоров  о передаче прав на единые технологии, информационных сообщений о передаче права на единую технологию без проведения конкурса или аукциона и извещений о проведении открытых конкурсов на право заключения договоров о выполнении дополнительных работ по доведению единых технологий до стадии практического применения с учетом потребностей заинтересованного лица - www.technology.gov.ru, а в качестве федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на ведение данного сайта, определен Роспатент.

Ряд принципиально важных положений предусмотрен также принятым 27 февраля 2009 г. Постановлением Правительства РФ№ 178, в соответствии с которым в качестве целей предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на государственную поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, производящих и реализующих товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта, были определены среди прочего субсидирование части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства по регистрации и (или) правовой охране за рубежом изобретений и иных охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации юридического лица и продукции (работ, услуг), а также субсидирование части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства по оплате услуг по разработке средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции (работ, услуг), в том числе фирменного наименования, товарного знака, созданию промышленного образца для товаров (работ, услуг), предназначенных для экспорта (далее - услуги по разработке средств индивидуализации). При этом субсидии на указанные цели предоставляются единовременно из расчета двух третьих произведенных затрат, связанных с оплатой услуг по регистрации и (или) правовой охране за рубежом изобретений и иных охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности.

В 2009 г. принят целый ряд нормативных правовых актов, направленных на регулирование отношений по формированию рынка интеллектуальной собственности в сфере образования и науки.

Наиболее значимым из них явился Федеральный закон от 02 августа 2009 г. № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» (далее – ФЗ-217), направленный на обеспечение реального практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат научным и образовательным учреждениям.

В соответствии с рассматриваемым Законом были внесены изменения в целый ряд федеральных законов в области науки и образования с целью предоставить право учреждениям науки и образования быть учредителями (в том числе совместно с другими лицами) коммерческих организаций, занимающихся внедрением таких результатов, и расширение тем самым правоспособности указанных учреждений.

 Кроме того, в целях реализации положений данного Закона Министерством образования и науки РФ Письмом от 7 августа 2009 г. № ВМ-790/04 даны рекомендации по созданию бюджетными научными и образовательными учреждениями таких хозяйственных обществ.

Вместе с тем, практика реализации норм данного ФЗ-217 и результаты ее обобщения с участием РНИИИС позволяют говорить о наличии нескольких групп проблемных вопросов, требующих первоочередного рассмотрения, среди которых проблемы правового, экономического, организационного, кадрового характера.

Федеральным законом от 10 февраля 2009 года № 18-ФЗ были внесены изменения в Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 "Об образовании", Федеральный закон от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", Федеральный закон от 23 августа 1996 года № 127-ФЗ "О науке и государственной научно- технической политике" по вопросам деятельности федеральных университетов.

Статья 9 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"  дополнена  п.1.1., в котором  дано определение федерального университета как высшего учебного заведения, которое: реализует инновационные образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования, интегрированные в мировое образовательное пространство; обеспечивает системную модернизацию высшего и послевузовского профессионального образования; осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации кадров на основе применения современных образовательных технологий для комплексного социально-экономического развития региона; выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук, обеспечивает интеграцию науки, образования и производства, в том числе путем доведения результатов интеллектуальной деятельности до практического применения; является ведущим научным и методическим центром. Кроме того, Законом определены условия установления в отношении университетов категории «национальный исследовательский университет», а именно - в равной степени эффективная реализация образовательных программ высшего профессионального и послевузовского профессионального образования и выполнение фундаментальных и прикладных научных исследований по широкому спектру наук. При этом данная категория предоставляется по результатам конкурсного отбора программ развития университетов, направленных на кадровое обеспечение приоритетных направлений развития науки, технологий, техники, отраслей экономики, социальной сферы, развитие и внедрение в производство высоких технологий.

Федеральным законом от 27 декабря 2009 г. № 358-ФЗ внесены также изменения в пункт 2 статьи 5 Федерального закона от 23 августа 1996 года № 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике", согласно которым статус государственного научного центра теперь может быть присвоен не только научной организации, находящейся в ведении федерального органа исполнительной власти или государственной академии наук и ее региональных отделений.

В соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2009 г. № 360 внесены изменения в статью 8 Федерального закона от 7 апреля 1999 года № 70-ФЗ "О статусе наукограда Российской Федерации», уточнившие порядок предоставления государственной поддержки наукоградам. Если ранее финансирование осуществлялось в виде субвенций дополнительных расходов наукоградов, то теперь Законом установлено, что присвоение муниципальному образованию статуса наукограда является основанием предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов РФ для предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам наукоградов.

В целях государственной поддержкимолодых российских ученых - кандидатов и докторов наук в 2009 году Указом Президента РФ от 09 февраля № 146 были учреждены 400 ежегодно выделяемых на конкурсной основе грантов Президента Российской Федерации - для государственной поддержки научных исследований молодых (до 35 лет) российских ученых - кандидатов наук и 60 ежегодно выделяемых на конкурсной основе грантов Президента Российской Федерации - для государственной поддержки научных исследований молодых (до 40 лет) российских ученых - докторов наук.

22 апреля 2009 г. принято Постановление Правительства РФ № 340, согласно которому утверждены Правила формирования, корректировки и реализации приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и Перечня критических технологий Российской Федерации, а организация, методическое руководство и координация указанных работ возложены на Министерство образования и науки РФ. Согласно Постановлению приоритетные направления и перечень критических технологий должны быть взаимоувязаны со стратегическими целями и приоритетными направлениями, определенными в прогнозах и программах социально-экономического развития страны на среднесрочную и долгосрочную перспективу, а их формирование и корректировка осуществляются в два этапа и основывается на долгосрочном прогнозе научно-технологического развития Российской Федерации и других материалах по комплексному анализу тенденций научно-технического и технологического развития Российской Федерации и зарубежных стран.

Правовое регулирование в области технического регулирования и стандартизации.

Основными целями технического регулирования наряду с защитой жизни и здоровья граждан и охраной окружающей среды являются обеспечение научно-технического прогресса и инновационного развития, повышение конкурентоспособности продукции, работ и услуг, создание условий для свободного перемещения товаров по территории Российской Федерации при осуществлении международного экономического и научно- технического сотрудничества, а также международной торговли.

Законодательство о техническом регулировании постоянно совершенствуется и  в 2009 г. было принято несколько федеральных законов о внесении изменений и дополнений в Федеральный закон от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее – Закон): от 18 июля 2009 года № 189-ФЗ и от 30 декабря 2009 года № 385-ФЗ. Статья 2 Закона, раскрывающая понятийный аппарат, была дополнена определениями таких   понятий,   как   "региональная   организация   по   стандартизации», «стандарт иностранного государства», «региональный стандарт», «свод правил иностранного государства», «региональный свод  правил». Расширены полномочия федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию, которому предоставлены полномочия по принятию технических регламентов. Введена новая статья 9.1, устанавливающая порядок разработки, принятия, изменения и отмены технического регламента, принимаемого нормативным правовым актом органа технического регулирования. Закон дополнен также статьей 16.1, которая определяет правила формирования перечня документов в области стандартизации, обеспечивающие соблюдение требований технического регламента.

Существенным образом дополнена ст. 44 Закона, посвященная правовым основам информационного фонда технических регламентов и стандартов, являющегося государственным информационным ресурсом, с помощью которого заинтересованные лица могут получить документы, содержащие технические требования и стандарты, в том числе Российской Федерации и зарубежных стран.

Внесены дополнения также в статью 46 Закона, согласно которым до дня вступления в силу технических регламентов в отношении отдельных видов продукции и связанных с требованиями к ней процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации Правительство РФ вправе ввести обязательные требования, содержащиеся в технических регламентах государств - участников Таможенного союза или в документах Европейского союза.

Во исполнение положений пункта 3 статьи 5 Федерального закона "О техническом регулировании" Правительством РФ 17 октября 2009 г. принято Постановление № 822, которым утверждено Положение об особенностях стандартизации оборонной продукции (работ, услуг), поставляемой по государственному оборонному заказу, продукции (работ, услуг), используемой в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством РФ иной информации ограниченного доступа, продукции (работ, услуг), сведения о которой составляют государственную тайну, а также процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации и захоронения указанной продукции.

В рамках реализации положений закона и Послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ в декабре 2009 г. решением Росстандарта создан     национальный     технический     комитет     по     стандартизации «Интеллектуальная собственность» № 481 с секретариатом на базе РНИИИС.

Российское законодательство в области охраняемых результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации в настоящее время продолжает развиваться и совершенствоваться. Вместе с тем, практика реализации на практике некоторых нормативных актов, принятых в 2009 году   в   области    интеллектуальной   собственности   и   инновационной деятельности, выявила определенные недостатки в их применении и противоречия с иными нормативными актами различного уровня, которые должны быть устранены. К примеру, сохранились противоречия норм ФЗ- 217 требованиям бюджетного и налогового законодательства, отсутствует четкая схема внесения интеллектуальных прав в уставный капитал хозяйственных обществ, отсутствуют подзаконные нормативные правовые акты, необходимые для реализации Закона.

К аналогичным выводам пришли участники проведенных в 2009 году парламентских слушаний Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания РФ по рассматриваемым проблемам. По результатам целого ряда слушаний их участниками рекомендовано разработать и принять законы об основах национальной инновационной системы РФ, который позволит определить цели и принципы государственной инновационной политики, основные понятия в инновационной сфере, об инновационной инфраструктуре, о внесении изменений и дополнений в налоговое законодательство в части стимулирования инновационной деятельности посредством предоставления налоговых льгот предприятиям, производящим инновационную продукцию, о венчурном инвестировании, о нематериальных активах, о внесении изменений в законодательство, регулирующее государственный сектор науки и другие.

Кроме того, до настоящего момента не принят ряд нормативных правовых актов Правительства РФ, необходимых для реализации положений части четвертой Гражданского кодекса РФ. В частности, Постановлениями Правительства РФ должны быть урегулированы следующие вопросы:

    -  определен перечень оборудования и материальных носителей, используемых для свободного воспроизведения фонограмм и аудиовизуальных произведений исключительно в личных целях, а также размер и порядок сбора соответствующих средств (часть 1 статьи 1245 ГК РФ);

    -  установлен порядок распределения вознаграждения между конкретными авторами, исполнителями, изготовителями фонограмм или аудиовизуальных произведений и его выплаты (часть 3 статьи 1245 ГК РФ);

    -  определено содержание обязанности внедрения единой технологии, сроки, другие условия и порядок исполнения этой обязанности, последствия ее неисполнения и условия прекращения (часть 2 статьи 1545 ГК РФ);

    -  определен порядок управления правом на единую технологию, принадлежащую Российской Федерации (часть 4 статьи 1546 ГК РФ);

    -  определены случаи, в которых допускается безвозмездная передача права на технологию, когда ее внедрение имеет важное социально- экономическое значение либо важное значение для  обороны  или безопасности Российской Федерации, а размер затрат на ее внедрение делает экономически неэффективным возмездное приобретение права на технологию (часть 3 статьи 1548 ГК РФ).

По результатам проведения в РНИИИС, как национальном эксперте, аккредитованном при Минюсте России, антикоррупционной экспертизы проекта Постановления Правительства РФ «Порядок сбора, распределения  и  выплаты  вознаграждения  за  свободное  воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений исключительно в личных целях», подготовленного Минкультуры России, были выявлены коррупциогенные факторы, предусмотренные пп. «е» и «ж» п. 3 и пп. «а» и «в» п. 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. № 96. В частности, п.3 Проекта - отсутствие четкого перечня оборудования и материальных носителей для личного воспроизведения, а также не употребление термина «воспроизводящая аппаратура» при перечислении аппаратуры свидетельствует о наличии в проектируемой норме сочетания двух коррупциогенных факторов: установление неопределенных требований к гражданам и организациям и употребление категорий оценочного характера); п. 5 Проекта - абзац 1 противоречит положению п. 3 ст. 1245 ГК РФ; п. 6 Проекта - установление заполнения законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий, а также отсутствие или неполнота административных процедур. Указанные неустраненные коррупциогенные нормы должны устраняться в порядке, предусмотренном статьей 4 Федерального закона № 172-ФЗ от 17.07.2009 г. «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».

Указанные пробелы и противоречия в законодательстве об интеллектуальной собственности, выявленные, прежде всего, складывающейся правоприменительной практикой, и обозначают направления и перспективы его дальнейшего развития и совершенствования, в том числе в целях реализации принятых Российской Федерацией международных обязательств в рассматриваемой сфере.

О состоянии законодательства РФ в сфере интеллектуальной собственности в 2009 году - Электронная библиотека РНИИИС © РНИИИС, 2018