О состоянии законодательства РФ в сфере интеллектуальной собственности в 2011 году

Высшую юридическую силу имеет Конституция Российской Федерации (1993), в которой нормы статьи 44 гарантируют каждому свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества и устанавливают, что интеллектуальная собственность охраняется законом. Поскольку институт «охраны законом» в Конституции РФ применяется трижды: по отношению к праву частной собственности (статья 35),  к правам потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью (статья 52), то его применение в статье 44 также подразумевает охрану прав, совокупность которых и составляет интеллектуальную собственность. При этом, согласно п. «о» статьи 71 Конституции РФ, правовое регулирование интеллектуальной собственности наряду с уголовным, уголовно-процессуальным, уголовно-исполнительным, гражданским, гражданско-процессуальным и арбитражно-процессуальным законодательством находится в исключительном ведении Российской Федерации.

Важным элементом законодательства РФ являются международные договоры в этой области. Согласно пункту VIII ст. 2 Стокгольмской Конвенции, учреждающей Всемирную организацию интеллектуальной собственности (ВОИС) от 14.07.1967 понятие «интеллектуальная собственность» включает «права, относящиеся к:

  • литературным, художественным и научным произведениям;
  • исполнительской деятельности артистов, звукозаписи, радио- и телевизионным передачам;
  • изобретениям во всех областях человеческой деятельности;
  • научным открытиям,
  • промышленным образцам,
  • товарным знакам, знакам обслуживания, фирменным наименованиям и коммерческим обозначениям;
  • защите против недобросовестной конкуренции,
  • а также все другие права, относящиеся к интеллектуальной деятельности в производственной, научной, литературной и художественной областях».

В связи с тем, что конвенция ратифицирована РФ, а прямые ссылки на указанные нормы содержатся еще в более чем 20 международных договорах, подписанных и ратифицированных Россией, то данные положения сохранили свое действие и после 01 января 2008 года в системе российского законодательства. С учетом ранее данных разъяснений в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации №5 от 10 октября 2003г. (пункты 8 и 9), согласно которым правила действующего международного договора Российской Федерации, согласие на обязательность которого было принято в форме федерального закона, имеют приоритет в применении в отношении законов Российской Федерации, а при осуществлении правосудия, по смыслу части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, статей 369, 379, части 5 статьи 415 УПК РФ, статей 330, 362 - 364 ГПК РФ неправильное применение судом общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации может являться основанием к отмене или изменению судебного акта, указаннаяправоваяколлизия сохраняется.

Наряду с конституционными нормами и нормами международного права, которые остались неизменными, также продолжают действовать законы, на которые не содержатся ссылки в ГК РФ, но которые прямо связаны с регулированием отношений в сфере интеллектуальной собственности  (например, «О коммерческой тайне»).

Положения специальных законов, прекративших действие в связи с вступлением в силу Четвертой части Гражданского кодекса РФ, продолжают регулировать отношения, возникшие в период до 1 января 2008 года и связанные с предоставлением правовой охраны интеллектуальной собственности и защитой интеллектуальных прав. В частности, согласно п. 2.1. указанного Постановления Пленумов при рассмотрении дел о нарушениях прав на

 

результаты интеллектуальной деятельности, допущенных до 01.01.2008, судам следует руководствоваться законодательством, действовавшим до введения в действие части четвертой ГК РФ.

В 2011 году развитие законодательства Российской Федерации в сфере интеллектуальной собственности осуществлялось в рамках принятия более 30 нормативных правовых актов по пяти основным группам.

Международные нормы.

В 2011 году было Российской Федерацией подписано ряд международных двусторонних соглашений, в которых регулировались вопросы интеллектуальной собственности.

СоглашениемеждуПравительством Российской Федерации и Правительством Монголии о взаимной охране интеллектуальной собственности в ходе двустороннего военно-технического сотрудничества от 31 мая 2011 г. Целью данного Соглашения является обеспечение охраны интеллектуальной собственности в ходе двустороннего военно-технического сотрудничества в соответствии с законодательством Российской Федерации и Монголии, а также в соответствии с международными договорами, участниками которых они являются. Соглашением устанавливается, что взаимодействие Сторон в области охраны интеллектуальной собственности осуществляется путем:

     -  согласования вопросов, связанных с охраной интеллектуальной собственности;

     -  осуществления мероприятий по недопущению и пресечению правонарушений в отношении интеллектуальной собственности;

     -  обмена опытом и информацией по вопросам правовой охраны интеллектуальной собственности, в том числе в рамках международного сотрудничества государств Сторон;

     -  предоставления по запросу одной Стороны нормативных правовых актов государства другой Стороны, регламентирующих вопросы использования и охраны интеллектуальной собственности;

     -  реализации других форм сотрудничества, согласованных Сторонами

В Соглашении закрепляется перечень положений, которые предусматриваются в контрактах, заключаемых в ходе двустороннего военно-технического сотрудничества; режим предшествующий Соглашению и вновь создаваемой интеллектуальной собственности, меры по ее охране; правовой режим деловой конфиденциальной информации; вопросы реализации Соглашения.

Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Австрийской Республики о научно-техническом сотрудничестве от 19 мая 2011 г. Целью данного Соглашения является содействие расширению и укреплению связей между научно- исследовательскими организациями, институтами, высшими учебными заведениями, иными организациями, а также физическими лицами государств Сторон путем создания благоприятных условий для научно-технического сотрудничества и его развития на взаимовыгодной и сбалансированной основе. Охрана и распределение прав интеллектуальной собственности, созданной или передаваемой в ходе совместной деятельности в рамках данного Соглашения, осуществляются в соответствии с Правилами охраны и распределения прав на интеллектуальную собственность, закрепленными в приложении к Соглашению. Правилами охраны и распределения прав на интеллектуальную собственность устанавливаются меры по охране прав на интеллектуальную собственность; положения об обеспечении интересов Сторон и (или) участников при распределении прав на создаваемую интеллектуальную собственность; особенности охраны авторских и смежных прав и конфиденциальной информации.

СоглашениеммеждуПравительствомРоссийскойФедерациии Правительством Федеративной Республики Германия о сотрудничестве в аудиовизуальной сфере от 19 июля 2011 г. устанавливается режим произведений в аудиовизуальной сфере, созданных в рамках совместного кинопроизводства.

 

16 декабря 2011 года в ходе 8-й Министерской Конференции ВТО в Женеве был подписан Протокол о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению от 15 апреля 1994 г.об учреждении ВТО 33 . Пакет документов о присоединении Российской Федерации к ВТО включает:

  1. Доклад Рабочей группы (содержит права и обязательства, которые Российской Федерации принимает на себя по итогам переговоров);
  2. Список обязательств по тарифным уступкам в области товаров (консолидированные результаты двусторонних и многосторонних переговоров по доступу товаров на внутренний рынок России) и по уровню поддержки сельского хозяйства;
    1. Перечень обязательств по услугам;
    2. Протокол о присоединении.

В области регулирования инновационной деятельности в научно-технической сфере в 2011 году был принят Федеральный закон от 1 марта 2011 г. № 22-ФЗ «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «О науке и государственной научно- технической политике» и статью 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции», который позволяет заключать договоры аренды в отношении государственного или муниципального имущества государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования (в том числе созданных государственными академиями наук), или муниципальных образовательных учреждений высшего профессионального образования, государственных научных учреждений (в том числе созданных государственными академиями наук) без проведения конкурсов или аукционов в порядке и на условиях, которые определяются Правительством Российской Федерации, а также постановление Правительства Российской Федерации от 12 августа 2011 г. № 677 «Об утверждении Правил заключения договоров аренды в отношении государственного или муниципального имущества государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования (в том числе созданных государственными академиями наук) или муниципальных образовательных учреждений высшего профессионального образования, государственных научных учреждений (в том числе созданных государственными академиями наук)».

Федеральнымзакономот 04 июня 2011 № 131-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О передаче прав на единые технологии» Правительство РФ наделено полномочиями определять порядок пользования официальным сайтом Российской Федерации в сети «Интернет» для размещения извещений о проведении открытых конкурсов или аукционов на право заключения договоров о передаче прав на единые технологии и иной информации в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О передаче прав на единые технологии». На нем размещаются извещения о проведении открытых конкурсов на заключение договоров о передаче прав на единые технологии, а также иная информация, указанная в законе, в том числе документация об открытом аукционе. Ранее Правительство РФ могло только определять этот сайт.

6 декабря 2011 г. принят Федеральный конституционный закон № 4-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» и Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации» в связи с созданием в системе арбитражных судов суда по интеллектуальным правам».

Вносится ряд изменений и дополнений в в Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» и в Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 года № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации». Данным законом устанавливается, что до 1 февраля 2013 г. должен  быть  создан  Суд  по  интеллектуальным  правам.  Он  как  специализированный 33 22 августа 2012 года Протокол вступил в силу, и Россия стала полноправным членом ВТО. арбитражный суд рассматривает дела по спорам, связанным с защитой интеллектуальных прав, в рамках первой и кассационной инстанций.

Федеральнымзакономот 8 декабря 2011 г. № 422-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с созданием в системе арбитражных судов суда по интеллектуальным правам» внесены изменения в в Закон Российской Федерации от 26 июня 1992 года № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации», в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации. Поправки связаны с тем, что создается специализированный арбитражный суд в сфере интеллектуальных прав. В частности, устанавливается следующее. Судьей в нем может быть гражданин, достигший 30 лет, со стажем работы по юридической специальности не менее 7 лет. В арбитражном процессе появляется еще один участник – специалист. Его привлекают, чтобы получить консультацию и выяснить профессиональное мнение по существу спора. Закрепляется право специализированного арбитражного суда направлять запросы. Заявление о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака вследствие неиспользования подается в арбитражный суд (а не в палату по патентным спорам).

Федеральный закон от 7 декабря  2011 г. № 418-ФЗ «О внесении изменений в статьи 31.1 и 55 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» предусматривает, что размещение заказа у единственного поставщика допускается теперь и в случаях:

     -  поставки товаров (работ, услуг), в частности, для нужд театров, музеев, библиотек, архивов, государственных образовательных учреждений при условии, если в течение квартала сумма заказа не превышает 400 тысяч рублей;

     -  размещения заказа на реализацию входных билетов и абонементов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительских и зрелищно-развлекательных мероприятий, экскурсионных билетов и экскурсионных путевок, форма которых утверждена как бланк строгой отчетности.

Также скорректирован порядок размещения заказов бюджетными учреждениями. Так, размещать заказ путем проведения открытого конкурса можно не только на создание произведений литературы и искусства, но и на их исполнение.

УказомПрезидентаРФот 24 мая 2011 № 673 «О Федеральной службе по интеллектуальной собственности» принято решение переименовать Федеральную службу по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам в Федеральную службу по интеллектуальной собственности. Федеральная служба по интеллектуальной собственности стала правопреемником Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, а также правопреемником Министерства юстиции Российской Федерации в части, касающейся правовой защиты интересов государства в процессе экономического и гражданско-правового оборота результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения, в том числе по обязательствам, возникающим в результате исполнения судебных решений.На новое ведомство возложены контроль и надзор в сфере правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности гражданского, военного, специального и двойного назначения, созданных за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а также контроль и надзор в установленной сфере деятельности в отношении государственных заказчиков и организаций - исполнителей государственных контрактов, предусматривающих проведение научно-исследовательских, опытно- конструкторских и технологических работ;оказание государственных услуг в установленной сфере деятельности. Деятельностью Службы руководило Правительство РФ до мая 2012г с последующей передачей в ведение Минэкономразвития России.

В сфере интеллектуальной собственности принято и ряд постановлений и распоряжений Правительства РФ.

 

ПостановлениемПравительстваРФот 21.12.2011 № 1078 «О восстановлении и защите прав Российской Федерации на товарные знаки на алкогольную продукцию за рубежом»представительство интересов Российской Федерации в судах по вопросам восстановления и защиты прав Российской Федерации на товарные знаки на алкогольную продукцию за рубежом; осуществление оформления прав Российской Федерации на указанные  товарные  знаки  за  рубежом  поручено  федеральному  казенному  предприятию «Союзплодоимпорт».

ПостановлениемПравительстваРФот 15.09.2011 № 781 внесены изменения в Положение о патентных и иных пошлинах за совершение юридически значимых действий, связанных с патентом на изобретение, полезную модель, промышленный образец, с государственной регистрацией товарного знака и знака обслуживания, с государственной регистрацией и предоставлением исключительного права на наименование места происхождения товара, а также с государственной регистрацией перехода исключительных прав к другим лицам и договоров о распоряжении этими правами. Изменения обусловлены предполагаемым присоединением России к ВТО. Они касаются пошлин, связанных с патентованием и госрегистрацией в сфере интеллектуальной собственности. Размеры большинства пошлин в данной области для резидентов и нерезидентов различаются. Последние уплачивают в несколько раз больше. Такое разделение отмененяется. Все пошлины возрастут. Некоторые пошлины, связанные с патентованием изобретений и промышленных образцов, для субъектов малого предпринимательства будут уменьшаться на 50%. Постановление вступает в силу с даты присоединения России к ВТО.

В связи с созданием Федеральной службы по интеллектуальной собственностии изданием Указа Президента Российской Федерации от 24 мая 2011 г. № 673 «О Федеральной службе по интеллектуальной собственности» постановлением Правительства РФ от 03.11.2011 № 895 внесен ряд изменений в Положение об инвентаризации прав на результаты научно-технической деятельности; постановлением Правительства РФ от 05.09.2011 № 730 внесены изменения в некоторые акты Правительства Российской Федерации.

РаспоряжениемПравительства РФ от 29.06.2011 № 1076-р «Об официальном сайте для размещения информации, предусмотренной Федеральным законом «О передаче прав на единые технологии» определен адрес официального сайта Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации, предусмотренной Федеральным законом «О передаче прав на единые технологии», - www.torgi.gov.ru. Информация, предусмотренная Федеральным законом «О передаче прав на единые технологии», подлежит размещению на данном официальном сайте с 1 сентября 2011 г.

В целях реализации Федерального закона от 2 августа 2009 г. № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ» (далее – Федеральный закон № 217-ФЗ) принято постановление Правительства Российской Федерации от 4 марта 2011 г. № 146 «О ведении реестра учета уведомлений о создании хозяйственных обществ, созданных бюджетными научными и образовательными учреждениями высшего профессионального образования, и порядке его передачи в органы контроля за уплатой страховых  взносов».

Ряд нормативных правовых актов в сфере интеллектуальной собственности в 2011 г. были приняты федеральными органами исполнительной власти.

Приказом Роспатента от 25.07.2011 № 87 введено в действие Руководствопо экспертизе заявок на изобретения. Руководство по экспертизе заявок на изобретения (далее - Руководство) разработано в целях методического обеспечения процесса экспертизы заявок на изобретения, проводимой в условиях действия части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации и Административного регламента исполнения Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам государственной функции по организации приема заявок на изобретение и их рассмотрения, экспертизы и выдачи в установленном порядке патентов Российской Федерации на изобретение.

Приказом Роспатента от 20.12.2011 № 143 утверждены реквизиты счета Роспатента для уплаты государственных, патентных и иных пошлин и платежей.

Приказом Роспатента от 18.04.2011 № 51 «О предоставлении сведений из Реестра патентных поверенных Российской Федерации» утверждена форма и содержание выписки из Реестра патентных поверенных Российской Федерации.

В практике составления и рассмотрения заявок на государственную регистрацию товарных знаков возникают затруднения в рассмотрении вопросов, касающихся услуг, связанных с торговой деятельностью, а именно вопросов классификации услуг и обозначения их точными терминами, позволяющими услуги идентифицировать. Неурегулированная практика рассмотрения данных вопросов вызывает, в свою очередь, затруднения при определении однородности услуг как в процессе проведения экспертизы, так и при защите правообладателем своего исключительного права или доказывании им использования знака обслуживания. В связи с этим Роспатент в информационномписьмеРоспатента от 23.12.2011 № 2 «О формулировках терминов, идентифицирующих услуги, относящиеся к торговой деятельности, при включении их в перечень услуг 35 класса МКТУ» дает разъяснения по формулировкам терминов, идентифицирующих услуги, относящиеся к торговой деятельности, при включении их в перечень услуг 35 класса МКТУ.

Роспатентом в 2011 г. издан ряд приказов, утвердивших использование в ФИПС форм исходящей корреспонденции, в том числе: приказ Роспатента от 22.12.2011 № 147 «Об утверждении и использовании в ФИПС форм исходящей корреспонденции, касающейся заявок и патентов на изобретение, полезную модель, промышленный образец, заявок на программу для ЭВМ, базу данных, топологию интегральных микросхем»; приказ Роспатента от 22.12.2011 № 148 «Об утверждении и использовании в ФИПС форм исходящей корреспонденции, касающейся заявок на регистрацию товарных знаков и наименований места происхождения товаров»; приказ Роспатента от 22.12.2011 № 146 «Об утверждении и использовании в ФИПС форм исходящей корреспонденции, касающейся зарегистрированных товарных знаков, наименований мест происхождения товаров и регистрации договоров».

Приказом Роспатента от 24.05.2011 № 63в соответствии с Федеральным законом от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», Порядком создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2010 г. № 539, пунктом 9.5 Положения о Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2004 г. № 299, утвержден в новой редакции Устав Федерального государственного бюджетного учреждения«Федеральный институт промышленной собственности».

Приказом Федеральной таможенной службы России от 25 марта 2011 № 626 утвержден Порядок действий таможенных органов Российской Федерации при принятии мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности. Порядок действий таможенных органов Российской Федерации при принятии мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности разработан в соответствии с положениями статей 331, 332, 333 Таможенного кодекса Таможенного союза и статей 308, 309, 310 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», гражданского законодательства Российской Федерации, а также международных договоров и иных обязательств Российской Федерации в целях обеспечения единообразного подхода при осуществлении защиты прав интеллектуальной собственности и противодействия незаконному обороту товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности.

Порядок определяет перечень, сроки и последовательность действий таможенных органов Российской Федерации при принятии мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, связанных с приостановлением выпуска товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, как включенные, так и не внесенные в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности, в том числе порядок взаимодействия структурных подразделений таможенных органов, а также таможенных органов между собой, с правообладателями (ихпредставителями), федеральными органами исполнительной власти, правоохранительными органами, органами прокуратуры, судебными органами и иными государственными органами Российской Федерации, к компетенции которых отнесены вопросы, связанные с охраной и защитой прав на объекты интеллектуальной собственности, участниками внешнеэкономической деятельности и иными лицами, деятельность которых связана с осуществлением внешнеэкономической деятельности, с иными учреждениями, организациями и гражданами при исполнении функции, связанной с обеспечением защиты прав на объекты интеллектуальной собственности.

Устанавливается, что таможенные органы принимают меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности только в отношении тех товаров, которые содержат объекты авторского права, смежных прав, товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров и ввоз которых в Российскую Федерацию или вывоз из Российской Федерации либо совершение с такими товарами иных действий при их нахождении под таможенным контролем влечет нарушение прав правообладателя в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Приказом ФТС РФ от 03 мая 2011 № 928 «О признании недействующими некоторых правовых актов ГТК России» признано недействующим письмо ГТК России от 11 декабря 2002 г. № 01-06/49408 «О некоторых вопросах таможенного контроля подакцизных товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности». Приказом ФТС РФ от 14.02.2011 №

283 признан утратившим силу Приказ ГТК России от 27 октября 2003 г. № 1199 «Об утверждении Положения о защите прав интеллектуальной собственности таможенными органами».

В целях обеспечения свободного доступа читателей к фондам библиотек государственных учреждений высшего профессионального образования Минобрнауки России совместно с представителями ведущих вузов, библиотек, издательств и агрегаторов цифрового контента разработало для использования в работе проект типового положения о порядке и условиях доступа к библиотечным фондам образовательного учреждения пользователей, не являющихся обучающимися и работниками образовательного учреждения, и Методические рекомендации по закреплению за высшими учебными заведениями прав на использование произведений и иных объектов интеллектуальной собственности. Данные документы закреплены в письмеМинобрнаукиРФот 09.02.2011 № АП-105/07 «Об обеспечении свободного доступа к фондам библиотек».

В 2011 году было принято несколько регламентов, административных регламентов по вопросам интеллектуальной собственности.

Приказом Роспатента от 24 марта 2011 № 29 утвержден Регламент Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам.

Регламент устанавливает общие правила организации деятельности Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент) по реализации им полномочий и взаимодействия с иными федеральными органами исполнительной власти, в том числе правила организации взаимодействия Роспатента и Министерства образования и науки Российской Федерации, в ведении которого находится Роспатент.

Приказом  Минсельхоза  России от 28.12.2011 №496  утвержден АдминистративныйрегламентМинистерствасельскогохозяйстваРоссийскойФедерациипо предоставлению государственной услуги по выдаче заключения, прилагаемого к заявке на государственную регистрацию наименования места происхождения товара и на предоставление исключительного права на такое наименование, а также к заявке на предоставление исключительного права на ранее зарегистрированное наименование места происхождения товара, о том, что в границах находящегося на территории Российской Федерации географического объекта, наименование которого заявляется в качестве наименования места происхождения товара, заявитель производит товар, особые свойства которого определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами, в отношении товаров сельского хозяйства, продовольственных товаров, пива и безалкогольной продукции, продуктов пчеловодства, товаров, вырабатываемых из рыбы и морских продуктов». Результатом предоставления государственной услуги по данному административному регламенту являются:

1)     выдача заключения, прилагаемого к заявке на государственную регистрацию наименования места происхождения товара и на предоставление исключительного права на такое наименование, о том, что в границах данного географического объекта заявитель производит товар, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами;

2)    выдача заключения, прилагаемого к заявке на предоставление исключительного права на ранее зарегистрированное наименование места происхождения товара, о том, что в границах данного географического объекта заявитель производит товар, обладающий особыми свойствами, указанными в Государственном реестре наименований мест происхождения товаров Российской Федерации;

3)  выдача уведомления об отказе в выдаче Заключения.

Приказом Министерством культуры Российской Федерации от 23.12.2011 № 1224 утвержден «Административный регламент исполнения Министерством культуры Российской Федерации государственной функции по осуществлению государственного контроля и надзора за деятельностью аккредитованных государством организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами».

Предметом государственного контроля и надзора за деятельностью аккредитованных государством организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами, является соблюдение аккредитованных государством организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами, обязательных требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов. Результатом исполнения государственной функции являются получение объективной информации о соблюдении законодательства Российской Федерации об авторском праве и смежных правах аккредитованных государством организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами, а также выявление, пресечение и предупреждение нарушений в их деятельности при коллективном управлении авторскими и смежными правами.

Окончанием исполнения государственной функции являются:

1)      вручение (направление) акта проверки соблюдения обязательных требований руководителю аккредитованной государством организации, осуществляющей коллективное управление авторскими и смежными правами, иному должностному лицу или уполномоченному представителю организации;

2)       выдача предписания об устранении нарушений обязательных требований, установленных в ходе проверки, руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю аккредитованной государством организации, осуществляющей коллективное управление авторскими и смежными правами;

3)  направление в установленном порядке информации:

     а) в органы государственного контроля в соответствии с их компетенцией - о нарушениях обязательных требований, не относящихся к компетенции Минкультуры России;

     б) в органы прокуратуры - о нарушениях обязательных требований, содержащих признаки преступлений в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Приказом     Министра     обороны     РФ     от     30.03.2011     №     360     утвержден «АдминистративныйрегламентпредоставленияМинистерствомобороны Российской Федерации государственной услуги по организации рассмотрения заявок и выдачи патентов на секретные изобретения, относящиеся к средствам вооружения и военной техники». Предоставление государственной услуги  осуществляется  Министерством обороны с участием федеральных государственных учреждений, находящихся в его ведении. Результатами предоставления государственной услуги являются: принятие решения о выдаче патента на изобретение; принятие решения об отказе в выдаче патента на изобретение; принятие решения о признании заявки отозванной; уведомление об отзыве  заявки. Процедура предоставления государственной услуги завершается: выдачей патента на изобретение; направлением решения об отказе в выдаче патента на изобретение; направлением решения о признании заявки отозванной; направлением уведомления об отзыве заявки.

Приказом Минздравсоцразвития РФ от 25.10.2011 № 1211н утвержден АдминистративныйрегламентМинистерстваздравоохраненияи социального развития Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче заключений о том, что в границах находящегося на территории Российской Федерации географического объекта, наименование которого заявляется в качестве наименования места происхождения минеральной питьевой лечебной, лечебно-столовой и минеральной природной столовой воды, заявитель производит минеральную питьевую лечебную, лечебно-столовую и минеральную природную столовую воду, особые свойства которой определяются характерными для данного географического объекта природными условиями. Результатами предоставления государственной услуги являются: выдача заявителю заключения о том, что в границах находящегося  на  территории Российской Федерации географического объекта, наименование которого заявляется в качестве наименования места происхождения минеральной питьевой лечебной, лечебно- столовой и минеральной природной столовой воды, заявитель производит минеральную питьевую лечебную, лечебно-столовую и минеральную природную столовую воду, особые свойства которой определяются характерными для данного географического объекта природными условиями; отказ в выдаче заключения.

В связи с вопросами, возникающими при рассмотрении арбитражными судами дел об административных правонарушениях и применении отдельных положений Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и в целях обеспечения единообразных подходов к их разрешению Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дал ряд разъяснений в постановлении от 17 февраля 2011 №

11 «О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» в том числе по вопросам применения статьи 14.10 КоАП РФ «Незаконное использование товарного знака» и вопросам применения статьи 14.33 КоАП РФ «Недобросовестная конкуренция».

В постановлении закрепляется, что установленная статьей 14.10 КоАП РФ административная ответственность за незаконное использование чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров, по смыслу этой статьи, может быть применена лишь в случае, если предмет правонарушения содержит незаконное воспроизведение товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений. При этом судам следует учитывать: указанное определение предмета административного правонарушения не означает, что к административной ответственности,

предусмотренной названной статьей, может быть привлечено лишь лицо, непосредственно разместившее соответствующий товарный знак, знак обслуживания, наименование места происхождения товара или сходное с ними обозначение на таком предмете.

Способы использования товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара в силу статей 1484 и 1519 ГК РФ не ограничиваются лишь размещением перечисленных средств индивидуализации. Правообладателю принадлежит исключительное право использования товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара любым не противоречащим закону способом.

С учетом изложенного статья 14.10 КоАП РФ охватывает в числе прочих такие нарушения, как введение товара, на котором (а равно на этикетках, упаковке, документации которого) содержится незаконное воспроизведение средства индивидуализации, в гражданский оборот на территории Российской Федерации, а также ввоз на территорию Российской Федерации такого товара с целью его введения в гражданский оборот на территории Российской Федерации.

За нарушение, заключающееся в реализации товаров, содержащих незаконное воспроизведение товарного знака, к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.10 КоАП РФ, может быть привлечено любое лицо, занимающееся этой реализацией, а не только первый продавец соответствующего товара.

Кроме того, судам надлежит исходить из того, что с учетом статьи 1484 ГК РФ такие действия, как приобретение товара, содержащего незаконное воспроизведение товарного знака, независимо от цели приобретения, а равно хранение или перевозка такого товара без цели введения в гражданский оборот на территории Российской Федерации, не образуют состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.10 КоАП РФ.

О состоянии законодательства РФ в сфере интеллектуальной собственности в 2011 году - Электронная библиотека РНИИИС © РНИИИС, 2018