О состоянии законодательства Российской Федерации в сфере интеллектуальной собственности в 2010 году

Высшую юридическую силу имеет Конституция Российской Федерации (1993), в которой нормы статьи 44 гарантируют каждому свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества и устанавливают, что интеллектуальная собственность охраняется законом. Поскольку институт «охраны законом» в Конституции РФ применяется трижды: по отношению к праву частной собственности (статья 35), к правам потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью   (статья 52), то его применение в статье 44 также подразумевает охрану прав, совокупность которых и составляет интеллектуальную собственность. При этом, согласно п. «о» статьи 71 Конституции РФ, правовое регулирование интеллектуальной собственности наряду с уголовным, уголовно-процессуальным, уголовно-исполнительным, гражданским, гражданско-процессуальным и арбитражно-процессуальным законодательством находится в исключительном ведении Российской Федерации.

Важным элементом законодательства РФ являются международные договоры в этой области. Согласно пункту VIII ст. 2 Стокгольмской Конвенции, учреждающей Всемирную организацию интеллектуальной собственности (ВОИС) от 14.07.1967 понятие «интеллектуальная собственность» включает «права, относящиеся к:

  • литературным, художественным и научным произведениям;
  • исполнительской деятельности артистов, звукозаписи, радио- и телевизионным передачам;
  • изобретениям во всех областях человеческой деятельности;
  • научным открытиям,
  • промышленным образцам,
  • товарным знакам, знакам обслуживания, фирменным наименованиям и коммерческим обозначениям;
  • защите против недобросовестной конкуренции,
  • а также все другие права, относящиеся к интеллектуальной деятельности в производственной, научной, литературной и художественной областях».

В связи с тем, что конвенция ратифицирована РФ, а прямые ссылки на указанные нормы содержатся еще в более чем 20 международных договорах, подписанных и ратифицированных Россией, то данные положения сохранили свое действие  и после 01 января 2008 года в системе российского законодательства.

26 марта 2009 года было принято совместное Постановление Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации», в п.9. которого было дополнительно разъяснено, что в соответствии с положениями части четвертой ГК РФ термином "интеллектуальная собственность" охватываются только сами результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, но не права на них.

Вместе с тем, с учетом ранее данных разъяснений в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации №5 от 10 октября 2003г. (пункты 8 и 9), согласно которым правила действующего международного договора Российской Федерации, согласие на обязательность которого было принято в форме федерального закона, имеют приоритет в применении в отношении законов Российской Федерации, а при осуществлении правосудия, по смыслу части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, статей 369, 379, части 5 статьи 415 УПК РФ, статей 330, 362 - 364 ГПК РФ неправильное применение судом общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации может являться основанием к отмене или изменению судебного акта, указанная правоваяколлизия сохраняется.

Наряду с конституционными нормами и нормами международного права, которые остались неизменными, также продолжают действовать законы, на которые   не   содержатся   ссылки   в   ГК   РФ,   но   которые   прямо   связаны   с регулированием отношений в сфере интеллектуальной собственности  (например, «О коммерческой тайне»).

Положения специальных законов, прекративших действие в связи с вступлением в силу Четвертой части Гражданского кодекса РФ, продолжают регулировать отношения, возникшие в период до 1 января 2008 года и связанные с предоставлением правовой охраны интеллектуальной собственности и защитой интеллектуальных прав. В частности, согласно п. 2.1. указанного Постановления Пленумов при рассмотрении дел о нарушениях прав на результаты интеллектуальной деятельности, допущенных до 01.01.2008, судам следует руководствоваться законодательством, действовавшим до введения в действие части четвертой ГК РФ.

В 2010 году совершенствование нормативной правовой базы регулирования отношений в сфере интеллектуальной собственности происходило по следующим основным направлениям:

    - совершенствование норм международного права;

    - правовое регулирование в области охраняемых результатов интеллектуальной деятельности;

    - правовое регулирование в области средств индивидуализации;

    - правовое регулирование в области технического регулирования и стандартизации.

Правовоерегулированиенауровненорм международного права. В 2010 году Российская Федерация заключила ряд международных соглашений в области охраны прав на результаты интеллектуальной деятельности.

31 октября 2010 г. было подписано Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Социалистической Республики Вьетнам о взаимной охране прав на результаты интеллектуальной деятельности, используемые и полученные в ходе двустороннего военно- технического сотрудничества. Целью настоящего Соглашения является обеспечение Сторонами охраны прав на результаты интеллектуальной деятельности, используемые и полученные в ходе двустороннего военно- технического сотрудничества, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Социалистической Республики Вьетнам, а также международными договорами, участниками которых являются Российская Федерация и Социалистическая Республика Вьетнам.

СоглашениемеждуПравительствомРоссийскойФедерациии Правительством Республики Намибии о взаимной охране прав на результаты интеллектуальной деятельности, используемые и полученные в ходе двустороннего военно-технического сотрудничества, подписано в Москве  20 мая 2010 г., призвано обеспечить охрану прав на результаты интеллектуальной деятельности, используемые и полученные в ходе двустороннего военно- технического сотрудничества в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Намибии, а также в соответствии с международными договорами, участниками которых являются государства обеих Сторон.

В соответствии с распоряжением Президента РФ от 24 апреля 2010 г. № 266- рп подписанное в Братиславе 7 апреля 2010 г. Соглашение между Правительством   Российской    Федерации   и   Правительством   Словацкой Республики о взаимной охране прав на результаты интеллектуальной деятельности, используемые и полученные в ходе двустороннего военно- технического сотрудничества направлено на обеспечение охраны прав на результаты интеллектуальной деятельности, используемые и полученные в ходе двустороннего военно-технического сотрудничества, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Словацкой Республики, а также в соответствии с международными договорами, участниками которых являются государства. В соглашении указаны пути сотрудничества сторон по охране прав на результаты интеллектуальной деятельности к ним относится: согласование вопросов, связанных с охраной прав на результаты интеллектуальной деятельности, в том числе предшествующей и создаваемой интеллектуальной собственности; осуществление мероприятий по недопущению и пресечению правонарушений в отношении результатов интеллектуальной деятельности, в том числе предшествующей и создаваемой интеллектуальной собственности, а также разглашения конфиденциальной информации; регулярный обмен опытом и информацией по вопросам правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности, в том числе в рамках международного сотрудничества государств Сторон; предоставление по запросу одной Стороны нормативных правовых актов другой Стороной, регламентирующих вопросы использования и охраны интеллектуальной собственности и другие формы сотрудничества, согласованные Сторонами.

Продолжилось также совершенствование нормативно-правовой базы регулирования вопросов сотрудничества РФ с иностранными государствами в области стандартизации, метрологии и сертификации. В результате проведенного в г. Одесса 7 - 10 июня 2010 г. Тридцать седьмого заседания Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации был подписан Протокол

№ 37-2010, содержащий нормы, регулирующие вопросы стандартизации, технического регулирования, метрологии, сертификации, аккредитации в области оценки соответствия, а также надзора и контроля за соблюдением требований технических регламентов, норм и правил. Одним из итогов 37-го заседания МГС, стало  принятие Межгосударственных стандартов: 03 Социология. Услуги. Организация фирм и управление ими. Администрация. Транспорт; 13 Охрана окружающей среды, защита человека от воздействия окружающей среды. Безопасность.

К сожалению, не вступил в силу, подписанный в Санкт-Петербурге 21 мая 2010 г. Протокол о внесении изменений и дополнений в Соглашение о сотрудничестве по обеспечению единства измерений в вооруженных силах государств - участников Соглашения о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации от 3 ноября 1995 года.

Распоряжением Правительства РФ от 2 августа 2010 г. № 1304-р О Концепции программы Союзного государства «Разработка интегрированной системы стандартизации космической техники, создаваемой в рамках программ и проектов Союзного государства» на 2011 - 2014 г. была одобрена представленная Роскосмосом Концепция программы Союзного государства «Разработка интегрированной системы стандартизации космической техники, создаваемой в рамках   программ   и   проектов   Союзного   государства»   на   2011 - 2014 годы, согласованная с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и Белорусской Стороной.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона  "О международных договорах Российской Федерации" Правительство РФ Распоряжением от 17 мая 2010 г. № 769-р одобрило представленный Минобороны России согласованный с МИДом России и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти проект Протокола о внесении изменений в Соглашение о сотрудничестве по обеспечению единства измерений в вооруженных силах государств - участников Соглашения о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации от 3 ноября 1995 г. В соответствии с внесенными изменениями стороны согласованно осуществляют использование и развитие систем метрологического обеспечения вооруженных сил государств - участников настоящего Соглашения в рамках Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации при участии Координационного комитета метрологических служб вооруженных сил государств - участников Содружества Независимых Государств.

Анализируя международную деятельность Российской Федерации в законодательной сфере по охране и защите интеллектуальной собственности, можно зафиксировать наличие очередных мер по созданию межправительственных соглашений в 2010 г., регулирующих отношения, связанные с взаимной охраной прав на результаты интеллектуальной деятельности, используемые и полученные в ходе двустороннего военно-технического сотрудничества. Подобные инициативы позволяют преодолевать коллизии в правовом регулировании охраняемых результатов интеллектуальной деятельности, созданию эффективных правовых механизмов развития двустороннего сотрудничества в данной области.

Правовое регулирование в области использования охраняемых результатов интеллектуальной деятельности.

В 2010 году определен порядок управления правом на единую технологию, принадлежащую Российской Федерации (часть 4 статьи 1546 ГК РФ), чему способствовало Постановление Правительства РФ от 22 декабря 2010 г. № 1089

«О порядке управления правами на единые технологии, принадлежащими Российской Федерации». В данном постановлении перечислены случаи, в которых допускается безвозмездная передача права на технологию, когда ее внедрение имеет важное социально-экономическое значение либо важное значение для обороны или безопасности Российской Федерации, а размер затрат на ее внедрение делает экономически неэффективным возмездное приобретение права на технологию (часть 3 статьи 1548 ГК РФ).

В 2010 году законодательство РФ в области использования охраняемых результатов интеллектуальной деятельности претерпело изменения только лишь на уровне министерств и ведомств, по сравнению с 2009 годом, когда были внесены изменения в федеральное законодательство (Налоговый кодекс, КоАП, ряд федеральных законов и т.д.), что, несомненно, также является определенным вкладом в процесс правового регулирования в сфере использования охраняемых результатов интеллектуальной деятельности

Министерство образования и науки РФ 22 апреля 2010 г. утвердило Методические рекомендации по признанию результатов интеллектуальной деятельности  единой  технологией.  Рекомендации  применяются  к  отношениям, связанным с созданием, правовой охраной, использованием единых технологий, получаемых в ходе выполнения научно-исследовательских, опытно- конструкторский и технологических работ (далее - НИОКТР) за счет или с привлечением средств федерального бюджета либо бюджетов субъектов Российской Федерации, выделяемых для оплаты работ по государственным контрактам, по другим договорам, для финансирования по сметам доходов и расходов или в виде субсидий.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 14 апреля 2010 г. № 232 "О рабочей группе Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации по реализации Федерального закона от 2 августа 2009 г. N 217-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам  создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности" была создана соответствующая рабочая группа и утверждено Положение о рабочей группе, согласно которому рабочая группа осуществляет следующие функции: а) разрабатывает модели создания хозяйственных обществ и коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности научными и образовательными учреждениями; б) готовит предложения по системе оценки эффективности и учету, в том числе бухгалтерскому, результатов интеллектуальной деятельности; в) разрабатывает модели вовлечения результатов интеллектуальной деятельности в хозяйственный и гражданско-правовой оборот.

9 октября 2010 г. Министр обороны РФ подписал Приказ от № 1320 "Об организации в Министерстве обороны Российской Федерации государственного учета результатов интеллектуальной деятельности", которым была утверждена Инструкция по организации в Министерстве обороны Российской Федерации государственного учета результатов интеллектуальной деятельности. Заместителям Министра обороны Российской Федерации, главнокомандующим видами Вооруженных Сил Российской Федерации, командующим родами войск Вооруженных Сил Российской Федерации, руководителям центральных органов военного управления предписывается обеспечить выполнение Инструкции при заказе и приемке научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ; принять меры по созданию подразделений, осуществляющих государственный учет результатов интеллектуальной деятельности, и укомплектованию их специалистами, обладающими необходимыми правовыми знаниями в области интеллектуальной собственности и практическими навыками патентно- лицензионной работы; обеспечить переподготовку специалистов в области интеллектуальной собственности; исключить утверждение или согласование документов, относящихся к передаче, продаже, иному применению в экономическом и гражданско-правовом обороте результатов интеллектуальной деятельности, если сведения о таких результатах не зарегистрированы в разделе единого реестра Министерства обороны Российской Федерации.

Вместе с тем, до настоящего момента не принят ряд нормативных правовых актов Правительства РФ, необходимых для реализации положений части четвертой Гражданского кодекса РФ. В частности, Постановлениями Правительства РФ должны быть урегулированы следующие вопросы: определен перечень оборудования и материальных носителей, используемых для свободного воспроизведения фонограмм и аудиовизуальных произведений исключительно в личных целях, а также размер и порядок сбора соответствующих средств (часть 1 статьи 1245 ГК РФ). На сегодняшний день данный вопрос регулируется Письмом ФТС РФ от 20 апреля 2010 года № 01- 11/19707 «О временном порядке контроля за ввозом оборудования и материальных носителей, используемых для свободного воспроизведения в личных целях», устанавливающим временный порядок контроля за ввозом оборудования и материальных носителей, используемых для свободного воспроизведения в личных целях, который разработан и устанавливается во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2010 г. № ИШ-П44-2239 в целях реализации прав авторов, исполнителей и изготовителей фонограмм или аудиовизуальных произведений на получение вознаграждения, предусмотренного статьей 1245 Гражданского кодекса Российской Федерации, и применяется с учетом положений Федерального закона от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» до вступления в силу актов Правительства Российской Федерации, предусмотренных статьей 1245 Гражданского кодекса Российской Федерации и Указом Президента Российской Федерации от 5 декабря 1998 г. № 1471 «О мерах по реализации прав авторов произведений, исполнителей и производителей фонограмм на вознаграждение за воспроизведение в личных целях аудиовизуального произведения или звукозаписи произведения»;

   - установлен порядок распределения вознаграждения между конкретными авторами, исполнителями, изготовителями фонограмм или аудиовизуальных произведений и его выплаты (часть 3 статьи 1245 ГК РФ);

   - определено содержание обязанности внедрения единой технологии, сроки, другие условия и порядок исполнения этой обязанности, последствия ее неисполнения и условия прекращения (часть 2 статьи 1545 ГК РФ).

Правовое регулирование в области средств индивидуализации.

Федеральным законом от 21 февраля 2010 года № 13-ФЗ пункт 2 статьи 1490 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации признан утратившим силу, который гласил, что порядок государственной регистрации договора об отчуждении исключительного права на товарный знак, лицензионный договор, а также другие договоры, посредством которых осуществляется распоряжение исключительным правом на товарный знак, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно- правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности.

24 февраля 2010 года Федеральным законом № 17-ФЗ изменены сроки, предусмотренные пунктом 4 статьи 1497 и пунктом 1 статьи 1500 ГК и пропущенные заявителем (связанные с проведением экспертизы заявки на товарный знак), которые могут быть восстановлены федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности по ходатайству заявителя, с двух до шести месяцев со дня истечения этих сроков, при условии подтверждения уважительности причин, по которым эти сроки не были соблюдены, и уплаты соответствующей пошлины. Ходатайство о восстановлении пропущенного срока подается заявителем в указанный федеральный орган одновременно с дополнительными материалами, запрошенными в соответствии с пунктом   4   статьи   1497   ГК,   или   с   ходатайством   о   продлении   срока   их представления либо одновременно с подачей возражения в палату по патентным спорам на основании статьи 1500 ГК.

Приказ Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам от 27 апреля 2010 г. N 48 "О мониторинге результатов деятельности Роспатента" в целях обеспечения эффективности и результативности расходов федерального бюджета, направленных на реализацию программных мероприятий по государственному регулированию и правовой охране в сфере интеллектуальной собственности, утвердил Порядок мониторинга результатов деятельности Роспатента в 2010 году. В соответствии с приказом мониторинг) осуществляется по следующим направлениям: оперативный контроль за выполнением программных мероприятий, показателей ВЦП Роспатента и государственных заданий на оказание государственных услуг с заполнением форм с показателями результативности деятельности Роспатента, включая результативность деятельности находящихся в его ведении федеральных государственных учреждений; анализ факторов, влияющих на степень выполнения и динамику прогнозных показателей в увязке с контролем за уровнем и целевым характером расходов, а также за выполнением заданий по доходам федерального бюджета, администрируемым Роспатентом; управление результативностью бюджетных расходов Роспатента в условиях планирования и фактического формирования объемов совершаемых действий, не поддающихся регулированию; определение эффективности введения новых систем оплаты труда работников федеральных государственных учреждений. Важной методической проблемой мониторинга является обеспечение высокого качества инструментария, сам процесс измерения, статистическая обработка результатов и их адекватная интерпретация. Вся полученная в процессе исследования информация должна быть обработана, структурирована и сформирована в виде баз данных. В качестве важнейшей задачи систематизации информации о результатах деятельности Роспатента должно рассматриваться формирование соответствующих информационных блоков данных.

Указанные пробелы и противоречия в законодательстве об интеллектуальной собственности, выявленные, прежде всего, складывающейся правоприменительной практикой, и обозначают направления и перспективы его дальнейшего развития и совершенствования, в том числе в целях реализации принятых Российской Федерацией международных обязательств в рассматриваемой сфере.

Правовое регулирование в области технического регулирования и стандартизации.

Основными целями технического регулирования наряду с защитой жизни и здоровья граждан и охраной окружающей среды являются обеспечение научно- технического прогресса и инновационного развития, повышение конкурентоспособности продукции, работ и услуг, создание условий для свободного перемещения товаров по территории Российской Федерации при осуществлении международного экономического и научно-технического сотрудничества, а также международной торговли.

Законодательная база в области технического регулирования и стандартизации неизменно увеличивается за счет нормативных правовых актов министерств (7), федеральных агентств (около 80), федеральных служб (6), федеральных органы власти с особым статусом (5).

 В 2010 г. было подписано 10 распоряжений правительства РФ. В соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 25 марта 2010 г. № 425-р Минпромторгу России и Минфину России при формировании проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период предписано предусматривать необходимые бюджетные ассигнования для уплаты ежегодных взносов в Бюро по стандартам Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации. Кроме того, Минпромторг России обязан осуществлять уплату ежегодных взносов Российской Федерации в Бюро по стандартам Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации, а также осуществить в 2010 году расходы, связанные с уплатой взноса Российской Федерации в Бюро по стандартам Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации, за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных Минпромторгу  России  в  федеральном  бюджете  на  2010  год  по  подразделу «Международные    отношения    и международное сотрудничество» раздела «Общегосударственные вопросы» классификации расходов бюджетов на уплату взносов в международные организации.

Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 5 февраля 2010 г. № 294 были внесены изменения в совместный приказ Госстандарта России и  Гостехкомиссии  от  2 апреля  2002 г.  № 81/105 "О создании технического комитета по стандартизации "Защита информации".

Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18 марта 2010 г.  № 781  была  утверждена  уточненная  структура ТК 100 "Стратегический и инновационный менеджмент".

О состоянии законодательства Российской Федерации в сфере интеллектуальной собственности в 2010 году - Электронная библиотека РНИИИС © РНИИИС, 2018