О состоянии законодательства Российской Федерации в сфере интеллектуальной собственности в 2008 году

Российское законодательство, регулирующее отношения в сфере интеллектуальной собственности, представляет собой систему разных по юридической силе нормативных правовых актов. Знание особенностей такого регулирования в 2008 году будет актуально как для законодателей, правообладателей, так и правоприменителей еще много лет.

Высшую юридическую силу имеет Конституция Российской Федерации (1993), в которой нормы статьи 44 гарантируют каждому свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества и устанавливают, что интеллектуальная собственность охраняется законом. Поскольку институт «охраны законом» в Конституции РФ применяется трижды: по отношению к праву частной собственности (статья 35), к правам потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью (статья 52), то его применение в статье 44 также подразумевает охрану прав, совокупность которых и составляет интеллектуальную собственность. При этом, согласно п. «о» статьи 71 Конституции РФ, правовое регулирование интеллектуальной собственности наряду с уголовным, уголовно- процессуальным, уголовно-исполнительным, гражданским, гражданско- процессуальным и арбитражно-процессуальным законодательством находится в исключительном ведении Российской Федерации.

Составной частью российского законодательства являются международные договоры в этой сфере. Большое количество таких договоров объясняется важностью гармонизации национальных правовых систем и стремлением упрощения процедур, связанных с правовой охраной и защитой интеллектуальной собственности в разных странах. Согласно пункту VIII ст. 2 Стокгольмской Конвенции, учреждающей Всемирную организацию интеллектуальной  собственности  (ВОИС)  от 14.07.1967 понятие «интеллектуальная собственность» включает «права, относящиеся к:

литературным, художественным и научным произведениям;

исполнительской деятельности артистов, звукозаписи, радио- и 
телевизионным передачам;

изобретениям во всех областях человеческой деятельности; научным открытиям,

промышленным образцам,

товарным знакам, знакам обслуживания, фирменным наименованиям и коммерческим обозначениям;

защите против недобросовестной конкуренции,

а также все другие права, относящиеся к интеллектуальной деятельности в производственной, научной, литературной и художественной областях».

Поскольку данная конвенция ратифицирована РФ, а прямые ссылки на указанные нормы содержатся еще в более чем 20 международных договорах, подписанных   и   ратифицированных   федеральными   законами,   то   данные положения сохраняют свое действие  и после 01 января 2008 года в системе российского законодательства.

С 1 января 2008 года вступила в силу Четвертая часть Гражданского кодекса Российской Федерации, которая включила в себя нормы, посвященные интеллектуальной собственности, ранее содержащиеся в шести специальных законах, а также значительное количество норм административного права. Анализ норм в ст.ст. 2, 128, 138 ГК РФ позволяет заключить, что под интеллектуальной собственностью до 01 января 2008 г. в соответствии с конституционными нормами и нормами международного права понималась также совокупность исключительных прав «гражданина  или  юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и т.п.)».

Однако с принятием части четвертой ГК РФ были внесены принципиальные изменения в статьи 2 и 128 ГК РФ, а ст. 138 исключена вообще. Теперь в ст. 2 ГК РФ при определении отношений, регулируемых гражданским законодательством, исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации именуются интеллектуальными правами, тогда как сами охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации в статье 128 именуются с 01 января 2008 года интеллектуальной собственностью.

В условиях сохранения указанной правовой коллизии с учетом разъяснений, данных в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации №5 от 10 октября 2003г. (пункты 8 и 9), правила действующего международного договора Российской Федерации, согласие на обязательность которого было принято в форме федерального закона, имеют приоритет в применении в отношении законов Российской Федерации. При осуществлении правосудия, по смыслу части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, статей 369, 379, части 5 статьи 415 УПК РФ, статей 330, 362 - 364 ГПК РФ неправильное применение судом общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации может являться основанием к отмене или изменению судебного акта.

Наряду с выработкой общих подходов в уточнении порядка разрешения таких правовых коллизий, целесообразно выработать правила применительно к конкретным противоречиям российских ном положениям международных конвенций, например, применительно к понятию обнародования произведения (ст. 1268 ГК РФ) или охране лишь тех фирменных наименований, которые включены в единый государственный реестр юридических лиц (ст. 1475 ГК РФ).

Наряду с конституционными нормами и нормами международного права, которые остались неизменными, также продолжают действовать законы, на которые  не  содержатся  ссылки  в  ГК  РФ,  но  которые  прямо  связаны  с регулированием   отношений    в    сфере  интеллектуальной  собственности (например, «О коммерческой тайне»).

Положения специальных законов, прекративших действие в связи с вступлением в силу Четвертой части Гражданского кодекса РФ, продолжают регулировать отношения, возникшие в период до 1 января 2008 года и связанные с предоставлением правовой охраны интеллектуальной собственности.

В 2008 году проделана определенная работа по совершенствованию законодательства по следующим направлениям:

   - гармонизация с нормами международного права;

   - правовое регулирование в области охраняемых результатов интеллектуальной деятельности;

   - правовое регулирование в области средств индивидуализации;

Гармонизация с нормами международного права.Особенно значительные шаги сделаны в плане гармонизации и унификации российского законодательства в соответствии с нормами международного права.

Распоряжением Правительства РФ от 21 июля 2008 г. № 1052-р Российская Федерация присоединилась к Договору ВОИС по авторскому праву, принятому Дипломатической конференцией по некоторым вопросам авторского права и смежных прав в г. Женеве 20 декабря 1996 г.

Кроме того, Распоряжением Правительства РФ от 14 июля 2008 г. N 998-р Российская Федерация присоединилась к Договору Всемирной организации интеллектуальной собственности по исполнениям и фонограммам, принятому Дипломатической конференцией по некоторым вопросам авторского права и смежных прав в г. Женеве 20 декабря 1996 г., с оговоркой и заявлением. Оговорка касается неприменения пункта 1 статьи 15 (Право исполнителей и производителей фонограмм на вознаграждение за использование фонограмм,опубликованных в коммерческих целях, для эфирного вещания или любого сообщения для всеобщего сведения) Договора в отношении фонограмм, производитель которых не является гражданином или юридическим лицом другой Договаривающейся Стороны. Российская Федерация ограничит предоставляемую в соответствии с пунктом 1 статьи 15 Договора охрану в отношении фонограмм, производитель которых является гражданином или юридическим лицом другой Договаривающейся Стороны, в объеме и на условиях, предоставляемых этой Договаривающейся Стороной фонограммам, впервые записанным гражданином или юридическим лицом Российской Федерации.

Российская Федерация в соответствии с пунктом 3 статьи 3 Договора уведомляет, что при присоединении к Международной конвенции об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций от 26 октября 1961 г. Российская Федерация в соответствии с пунктом 3 статьи 5 Конвенции заявила, что не будет применять критерий записи, предусмотренный в подпункте "b" пункта 1 статьи 5 Конвенции, а именно случай,    когда    первая    запись    звука    была    осуществлена    в    другом Договаривающемся Государстве как одно из условий, при котором каждое Договаривающееся Государство предоставляет национальный режим изготовителям фонограмм.

Таким образом, Российская Федерация сделала ещё один шаг к единообразному совершенствованию охраны смежных прав, применению единых международных правил, направленных на преодоление коллизий между национальными законодательствами, дальнейшему развитию сотрудничества между государствами в данной сфере.

Правовое регулирование в области охраняемых результатов интеллектуальной  деятельности.

Согласно Указу Президента РФ от 12 мая 2008г. № 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти" (с изменениями от 30 мая, 24 июля, 6 сентября, 7, 14 октября, 3, 25, 31 декабря 2008 г.) Министерство информационных технологий и связи Российской Федерации преобразовано в Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

При этом в полномочия преобразованного Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации согласно п. 5.3.2 Положения о Министерстве связи и массовых коммуникаций РФ, утвержденного Постановлением Правительства от 2 июня 2008 г. N 418, входит обязанность по обеспечению защиты интересов государства в области авторского права и смежных прав.

Федеральная служба по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия согласно Указу Президента была преобразована в Федеральную службу РФ по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций и Федеральную службу по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия. Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия переданы функции по охране культурного наследия, авторского права и смежных прав.

Постановлением Правительства РФ от 29 мая 2008 г. № 406 "О Министерстве культуры Российской Федерации" было утверждено Положение о Министерстве культуры Российской Федерации (с изменениями от 13 октября, 7 ноября 2008 г.). В соответствии с данным Положением Министерство культуры в сфере авторских и смежных прав осуществляет функции по выработке государственной политики,а также по нормативно-правовому регулированию в данной сфере (за исключением нормативно-правового регулирования осуществления контроля и надзора в сфере авторского права и смежных прав), функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере культуры и кинематографии и иные функции. Для правового обеспечения деятельности Министерства культуры РФ создан Нормативно-правовой департамент, одной из основных задач которого в соответствии с Положением о  Нормативно-правовом  департаменте  Министерства  культуры  Российской Федерации (утв. Приказом Минкультуры РФ от 18 августа 2008 г. N 51) является осуществление работы, связанной с совершенствованием законодательства Российской Федерации, регулирующего вопросы, которые входят в компетенцию Министерства, включая нормативно-правовое регулирование в сфере авторского права и смежных прав (за исключением нормативно-правового регулирования осуществления контроля и надзора в сфере авторского права и смежных прав.

Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия (Постановление от 29 мая 2008 г. N 407 "О Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия", утвердившее Положение о Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия) осуществляет функции по охране культурного наследия, авторского права и смежных прав, по контролю и надзору в указанной сфере деятельности, а также по нормативно-правовому регулированию в сфере охраны культурного наследия, осуществления контроля и надзора в сфере авторского права и смежных прав.

Кроме того, Федеральная служба осуществляет государственную аккредитацию организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами, а также контроль и надзор за деятельностью аккредитованных государством организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами и т.д.

Приказом Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия от 23 октября 2008 г. N 92"Об утверждении Положения об аккредитационной комиссии" установлено, что на основании абз. 4 п. 4 Положения о государственной аккредитации организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. N 992 , пп. 5.2.3. Положения о Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 г. N 407 утверждается Положение об аккредитационной комиссии.

Аккредитационная комиссия является совещательным органом, образованным в целях соблюдения принципов открытости и гласности процедуры государственной аккредитации организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами, и учета мнения заинтересованных лиц, включая правообладателей. Комиссия осуществляет, в частности, функции по рассмотрению заявления организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами, направленные ими в Росохранкультуру для получения государственной аккредитации и иные. Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. N 992 "Об утверждении Положения о государственной аккредитации    организаций,    осуществляющих    коллективное    управление авторскими и смежными правами" утвержден Типовой устав аккредитованной организации по управлению правами на коллективной основе, а также Общие методические рекомендации по применению Типового устава аккредитованной организации по управлению правами на коллективной основе.

В области нормативно-правового регулирования смежных прав приняты и иные акты. Постановлением Правительства РФ от 15 августа 2008 г. № 613 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 18 июля 1996 г. N 841" вводятся изменения, касающиеся перечня видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей. В настоящее время алименты на содержание несовершеннолетних детей могут удерживаться с сумм доходов, полученных по договорам, заключенным в соответствии с гражданским законодательством, а также от реализации авторских и смежных прав, доходов, полученных за выполнение работ и оказание услуг, предусмотренных законодательством Российской Федерации (нотариальная, адвокатская деятельность и т.д.).

Приказом Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия от 5 марта 2008 г. N 104 утвержден административный регламент исполнения государственной функции по лицензированию воспроизведения (изготовления экземпляров) аудиовизуальных произведений и фонограмм на любых видах носителей.

В соответствии с ФЗ от 8 августа 2001 г. N128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по изготовлению экземпляров аудиовизуальных произведений, фонограмм на любых видах носителях и т.д. (за исключением случаев, если указанная деятельность самостоятельно осуществляется лицами, обладающими правами на использование указанных объектов авторских и смежных прав в силу федерального закона или договора). Данный регламент регулирует деятельность по лицензированию воспроизведения (изготовления экземпляров) аудиовизуальных произведений и фонограмм на любых видах носителей, осуществляемой Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия (Россвязьохранкультура). Регламент закрепляет порядок (административные процедуры) предоставления лицензии на осуществление воспроизведения (изготовления экземпляров) аудиовизуальных произведений и фонограмм на любых видах носителей; переоформлению документа, подтверждающего наличие лицензии (продление срока действия лицензии); приостановления действия лицензии; подготовке документов в суд для аннулирования лицензии; досрочному прекращению действия лицензии; возобновлению действия лицензии; предоставлению дубликата документа, подтверждающего наличие лицензии; предоставлению выписки из реестра лицензий; предоставления заверенной копии документа, подтверждающего наличие лицензии и т.д.

С 1 января 2008 г. вступили в силу Правила сбора, распределения и выплаты  вознаграждения  исполнителям  и  изготовителям  фонограмм  за использование  фонограмм,  опубликованных  в  коммерческих  целях  (утвпостановлениемПравительства РФ от 29декабря 2007г.N988)

Данные правила были утверждены с соответствии со статьей 1326 Гражданского кодекса Российской Федерации, которая закрепляет положение о том, что определением порядка сбора, распределения и выплаты вознаграждения устанавливается Правительством РФ. Данный порядок и урегулирован в вышеуказанных Правилах. Кроме того, перечислены плательщики вознаграждения, при этом, стоит обратить внимание, что плательщики выплачивают вознаграждение независимо от того, является ли использование фонограммы основным видом деятельности для плательщика или не является. Главная роль в регулировании отношений по выплате вознаграждения остается за договорами о выплате вознаграждения, заключаемыми с аккредитованными организациями.

Правое регулирование в области патентного права ограничилось принятием Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 316-ФЗ «О патентных поверенных».

Правовое регулирование в области  средств  индивидуализации.  8 ноября 2008 г. был принят Федеральный закон «О внесении изменений в статью 1473 части четвёртой Гражданского кодекса Российской Федерации», согласно которому включение в фирменное наименование юридического лица официального наименования Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от этого наименования, допускается по разрешению, выдаваемому в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Указанный порядок на дату 31.12.2008 не установлен. Судебная практика о фирменных наименованиях складывается по двум направлениям:

-    споры о нарушении права на фирменное наименование тождественным или сходным до степени смешения фирменным наименованием, используемым другим юридическим лицом, осуществляющим аналогичную деятельность (п. 3 ст. 1474 ГК РФ). Основанием подобных дел являются иски о признании права на фирменное наименование, о запрете использования фирменного наименования;

-споры о нарушении права на фирменное наименование иным средством индивидуализации, исключительное право на которое возникло позднее даты регистрации фирменного наименования (п. 6 ст. 1252 ГК РФ).

В 2008 году приняты следующие нормативно-правовые акты, регламентирующие отношения, связанные с товарными знаками и знаками обслуживания.

  1. Положение о патентных и иных пошлинах за совершение юридически значимых действий, связанных с патентом на изобретение, полезную модель, промышленный образец, с государственной регистрацией товарного знака и знака обслуживания, с государственной регистрацией и предоставлением исключительного права на наименование места происхождения  товара,  а  также  с  государственной  регистрацией  перехода исключительных  прав  к  другим  лицам  и  договоров  о  распоряжении  этими правами (утв. постановлением Правительства РФ от 10 декабря 2008 г. № 941).
  2. Правила государственной регистрации договоров о распоряжении исключительным правом на изобретение, полезную модель, промышленный образец, зарегистрированные топологию интегральной микросхемы, программу для ЭВМ, базу данных и перехода без договора исключительного права на изобретение, полезную модель, промышленный образец, зарегистрированные топологию интегральной микросхемы, программу для ЭВМ, базу данных (утв. постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2008 г. № 1020).

Судебная практика по товарным знакам свидетельствует о наличии проблемы соотношения продажи товара, индивидуализированного товарным знаком, как способа использования товарного знака (ст. 1484 ГК РФ) и принципа исчерпания исключительного права на товарный знак (ст. 1487 ГК РФ). Пункт 60 Проекта совместного постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ указывает, к примеру, что ввоз на территорию РФ товара с нанесённым на него товарным знаком при отсутствии договора с правообладателем о передаче права использования товарного знака этим способом является самостоятельным нарушением. Причём лицо, осуществившее ввоз товара на территорию Российской Федерации предполагается нарушителем и в том случае, если оно само не наносило соответствующий товарный знак на товар, а также и тогда, когда оно приобрело товар у самого правообладателя, но не заключило договор о предоставлении ему права на ввоз товара на территорию РФ. Подобное решение проблемы представляется небесспорным, поскольку усложнит процедуру ввоза товаров, индивидуализированных товарным знаком, в том числе для физических лиц.

С 01 января 2008 года вступил в силу Федеральный закон от 19 июля 2007 г. № 195-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для финансирования инновационной деятельности», который внес изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации (в главы "Налог на добавленную стоимость", "Налог на прибыль организаций" и "Упрощенная система налогообложения").

Эти изменения дают ряд льгот и преференций в части: реализации прав на результаты интеллектуальной деятельности; увеличения норматива отчислений на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки (далее - НИОКР), осуществленные в форме отчислений на формирование фондов финансирования НИОКР; учета средств, полученных из фондов поддержки научных исследований, при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций; коэффициента ускоренной амортизации для научных и образовательных организаций и некоторые другие.

Вместе с тем, по оценкам экспертов, этот закон является необходимым, но минимальным продвижением в сторону создания системы налогового стимулирования развития науки и инноваций.

 30 декабря 2008 года также принят Федеральный закон № 308-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и отдельные законодательные акты Российской Федерации.

Принятый Федеральный закон имеет своей целью развитие положений, установленных в Федеральном законе от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», и в целом направлен на уточнение понятий Закона, имеющих неоднозначное толкование, усовершенствование процедуры открытых аукционов электронной форме, а также на учет ряда особенностей, связанных с привлечением ряда лиц творческой профессии в случае, если осуществляется размещение заказа на создание произведение литературы или искусства.

По мнению законодателей, указанный Федеральный закон  позволит создать условия для наиболее эффективного размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, обеспечить экономию бюджетных средств, и расширит возможности для большего числа лиц участвовать в размещении заказа, что будет способствовать развитию добросовестной конкуренции.

Таким образом, российское законодательство об охране результатов интеллектуальной собственности и средств индивидуализации в настоящий момент продолжает развиваться.

Хотя на встрече 28.03.2008 г с В.В. Путиным Министр образования и науки РФ А.А.Фурсенко заявил, что подготовка законодательной базы по правам на интеллектуальную собственность входит в завершающую стадию, результаты проведенного анализа в данном докладе говорят об обратном (см. главу 9 настоящего доклада).

Этот процесс тесно связан не только с развитием всей международной системы охраны интеллектуальной собственности, в котором наблюдается ярко выраженная тенденция унификации и гармонизации национальных законодательств. Эффективность принятых законов во многом зависит от степени реализации возможных законодательных мер к принуждению соблюдения норм об охране интеллектуальной собственности, где сегодня процветает правой нигилизм. Представляется, что в дальнейшем особое внимание следует обратить на эффективность правоприменения. При этом необходимо строгое соблюдение баланса интересов всех участников правоотношений: авторов, правообладателей, организаций, государства и общественных интересов. Комплексный подход при принятии решений, направленных на совершенствование правового регулирования охраны интеллектуальной собственности будет являться залогом успешного экономического развития всего общества и научного прогресса.

О состоянии законодательства Российской Федерации в сфере интеллектуальной собственности в 2008 году - Электронная библиотека РНИИИС © РНИИИС, 2018